Новости

29.03.2012

Итоги очного этапа олимпиады по литературе

24 марта прошел очный (заключительный) этап Олимпиады «Юные таланты. Литература»

24 марта на кафедре русской литературы ПГНИУ прошел очный (заключительный) этап V Юбилейной олимпиады «Юные таланты. Литература».

В отборочном (заочном) этапе олимпиады по литературе, который прошел 25 января2012 г., принимали участие 533 школьника из 2 стран (Казахстан, Россия), из 35 субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Ивановская область, Волгоградская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Смоленская область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тюменская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Чувашская Республика, Республика Мордовия.

В очный тур вышли 84 учащихся из 14 субъектов РФ: Перми и Пермского края, Удмуртии, Татарстана, Новосибирской области, Кировской области, Ивановской области, Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Челябинской области, Нижегородской области, Республики Коми, Республики Башкортостан, Московской области, Свердловской области. Из них 46 человек приняли непосредственное участие.

Отрадно, что участниками очного тура стали школьники из 4 субъектов Российской Федерации: Пермского края, Республики Татарстан (г.Набережные Челны), Удмуртской Республики (г.Глазов) и Челябинской области (г.Челябинск). Широкое представительство участников Олимпиады из разных субъектов Российской Федерации говорит о высокой востребованности мероприятия, о том, что оно стимулирует интеллектуальную деятельность школьников, позволяет судить о высоком уровне олимпиады, серьезной методической работе, проводимой оргкомитетом и методической комиссией олимпиады.

Торжественно открыли олимпиаду председатель жюри олимпиады, декан филологического факультета ПГНИУ, заведующий кафедрой русской литературы, доктор филологических, профессор Кондаков Борис Вадимович и куратор олимпиады по литературе, аспирант Абрамова Виктория Сергеевна.

Участники трудились над выполнением олимпиадных заданий в течение двух часов. Олимпиадные задания были типичны для всех трех параллелей (9. 10 и 11 классы) и состояли из двух частей. В первой части школьникам предлагалось для анализа стихотворение, которое не входит в обязательную школьную программу. Главная цель части I – проверка навыков литературоведческого анализа лирического текста. Учащимся были даны задания к предложенному тексту на определение темы, проблемы, выделение средств художественной выразительности, характеристику образов, значимых для конкретного лирического текста, включение лирического произведения в литературную традицию и т.д. Выполнение каждого задания оценивалось отдельно. Составители олимпиадных заданий, в числе которых кандидат филологических наук доцент Е.А.Князева, кандидат филологических наук доцент С.Ю. Королева, кандидат филологических наук старший преподаватель А.А.Моисеева, тщательно прописали критерии к каждому предложенному заданию, что помогло школьникам сориентироваться уже во время работы. Так, девятиклассники получили для анализа стихотворение Г.Р.Державина «Река времен в своем стремленьи…», десятиклассники – С.Я. Надсона «Призыв», представители одиннадцатого класса анализировали стихотворение И.Анненского «EGO». Анализируя работы школьников, члены жюри учитывали уровень интерпретации поэтического текста и глубину его постижения: понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла; применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики; выявление роли лирического «я», образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста; речевую грамотность.

Вторая часть представляла собой анализ фрагмента драматического произведения. Участникам были предложены фрагменты пьес, которые либо не входят в число обязательных для изучения в школе, либо авторы которых не входят в число драматургов, чье творчество обязательно изучается в школе. Цель части II – проверка навыков анализа драматического произведения. Участники имели возможность продемонстрировать, насколько они понимают специфику этого рода литературы. В этой части также было пять заданий, в которых требовалось охарактеризовать участников эпизода, судя по речевой специфике их высказываний, определить проблематику, авторскую точку зрения на героев и изображаемую ситуацию, выявить художественные приемы в предложенном фрагменте и т.д. Каждое из заданий также оценивалось отдельно. Девятиклассникам было предложено провести анализ фрагмента из трагедии А.М.Пушкина «Борис Годунов». Десятиклассники пытались разобрать фрагмент пьесы А.Н.Островского «Сердце не камень». Одиннадцатиклассники анализировали фрагмент пьесы А. Володина «Старшая сестра». Оценивая задания, жюри учитывало понимание позиции автора исходного текста, умение доказывать свои суждения текстом; верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений; язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения.

По мнению участников олимпиады, задания были интересными и творческими. А многих школьников даже сподвигли прочитать драматические произведения полностью.

Пока школьники работали над заданиями, их учителя посетили методический семинар на тему «Методические рекомендации по подготовке школьников к участию в олимпиаде по литературе». Семинар проводил председатель жюри, доктор филологических наук, профессор Б.В. Кондаков.

В семинаре приняли участие 6 учителей г. Перми и Пермского края. По итогам семинара всем учителям были выданы сертификаты о том, что они прослушали 8-часовой курс «Методические рекомендации по подготовке школьников к участию в олимпиаде по литературе». Учителя также отметили высокий уровень олимпиадных заданий, направленных на расширение литературной эрудиции школьников, способствующих повышению общекультурного уровня учащихся, усилению интереса школьников к творческой научно-исследовательской деятельности. По мнению учителей, наша олимпиада – это прекрасная возможность для всех школьников, в том числе проживающих в сельской местности, небольших городах, попробовать свои силы.

В перерыве между выполнением заданий и объявлением результатов состоялась встреча школьников, их учителей и родителей со студентами филологического факультета. Студенты подготовили увлекательную фото,-видео-, аудио - презентацию, которая представила жизнь студента-филолога сквозь призму учебы, науки, спорта, всевозможных конкурсов и мероприятий, которые проходят на факультете и в университете. Наши гости легко нашли общий язык со студентами и очень заинтересовались их рассказами о студенческой жизни. Было особенно приятно слышать в коридорах университета восторженные отзывы школьников об увиденном и услышанном и их слова о желании учиться именно здесь, на филологическом факультете, потому что «здесь все так интересно и все такие творческие».

На закрытии олимпиады все участники получили сертификаты участников очного (заключительного) этапа и сувениры, а победители и призеры были награждены дипломами и памятными призами.

Оценив творческие и аналитические способности участников, жюри олимпиады пришло к следующему решению (особенно приятно, что среди победителей  и призеров есть школьники из других субъектов РФ):

9 класс 

1 место -  МАТВЕЕВА Полина Ривкатовна, МБОУ «Гимназия № 17», г.Пермь;

2 место – БАБИНЕЦ Дарья Максимовна, МОУ «Гимназия № 14», г. Глазов, Удмуртская Республика;

3 место – КАЗАКОВА Ангелина Владимировна, МОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских», г.Пермь.

10 класс

1 место  - ГУРДИНА Алена Сергеевна, МАОУ «Гимназия №3», г.Пермь;

2 место - ТЕЛЕПОВА Екатерина Леонидовна, МБОУ «Лицей № 1», г.Кунгур, Пермский край;

3 место - НОВОЖЕНИНА Алиса Алексеевна, МАОУ «Гимназия №3» , г.Пермь;

3 место - НОВИКОВА Екатерина Сергеевна, МАОУ «Лицей № 2», г.Пермь.

11 класс

1 место – ПРОХОРЕНКО Наталья Андреевна, МАОУ «Лицей № 78 им. А.С.Пушкина», г.Набережные Челны, Республика Татарстан;

2 место - ЯРУЛЛИН Денис Владимирович, МАОУ «Лицей № 2», г.Пермь;

3 место - КОСТАРЕВА Анастасия Вячеславовна, Григорьевская СОШ, с.Григорьевское, Пермский край.

Поздравляем победителей, призеров и участников очного этапа олимпиады по литературе! Желаем всем ребятам дальнейших успехов! Будем рады видеть участников Олимпиады–2011/2012 среди студентов направления «Филология»!

С полным списком участников олимпиады и их результатами можно ознакомиться на сайте олимпиады http://olymp.psu.ru/disciplines/lit/results.html

Уважаемые участники! Пожалуйста, смотрите свои баллы относительно баллов представителей Вашей параллели (9, 10 или 11 класс).

На страничке http://vk.com/album11920622_154604283 можно посмотреть и прокомментировать фото с олимпиады. В скором времени фотографии появятся также в разделе «Фотоальбом» на страничке олимпиады по литературе http://olymp.psu.ru/disciplines/lit/photo.html .

Назад