Новости

07.04.2014

Итоги очного этапа олимпиады по географии

Уважаемые участники VII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География», коллеги и родители!
Подведены итоги Олимпиады.

В Пермском государственном национальном исследовательском университете 21–22 марта 2014 г. проходил заключительный (очный) этап VII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по общеобразовательному предмету «География». Впервые за семь лет, в эти же дни, помимо г. Перми, Олимпиада проводилась на трёх региональных площадках: Удмуртский государственный университет (г. Ижевск); Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск); Тюменский государственный университет, Институт наук о Земле (г. Тюмень).

По мнению экспертов Российского совета олимпиад школьников и Министерства образования и науки РФ Многопредметная олимпиада «Юные таланты» по общеобразовательному предмету «География» – одна из лучших в стране олимпиад по географии: «Задания олимпиады «Юные таланты» по географии всегда отличаются оригинальностью и новизной, использованием различных технологий при составлении заданий, творческим подходом, позволяющим наиболее полно выявить интеллектуальный потенциал, аналитические способности и креативность мышления участников».

В первом (отборочном) этапе Олимпиады принимали участие 2671 школьников из 67 субъектов РФ, а также из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Южной Кореи, Молдавии, Турции и Узбекистана.

На второй (очный) этап Олимпиады приглашения получили 300 учеников 6–11-х классов. К сожалению, не все участники смогли выступить в финальном этапе. На очный этап в г. Пермь (ПГНИУ) приехали 106 школьников из Белоруссии, г. Москвы, Республики Татарстан, Самарской области, а также Пермского края, в УдГУ (г. Ижевск) – 28 школьников из Вологодской и Кировской областей, Республик Башкортостан и Татарстан, а также Удмуртской Республики, в ТГУ (г. Томск) – 20 школьников из Иркутской, Кемеровской и Томской областей, в ТюмГУ (г. Тюмень) – 9 школьников из Свердловской, Челябинской и Тюменской областей.

В г. Перми с приветственными словами к участникам финального этапа обратился ректор ПГНИУ, председатель Совета Многопредметной олимпиады «Юные таланты», доктор физико-математических наук Игорь Юрьевич Макарихин. Он отметил значимость Многопредметной олимпиады «Юные таланты» для ПГНИУ и подчеркнул, что олимпиада по географии среди университетских олимпиад занимает ведущее место. Не случайно, она признана Российским советом олимпиад школьников, созданным Российским союзом ректоров, одной из самых лучших в стране. И.Ю. Макарихин подчеркнул, что фундамент для научных исследований закладывается в средней школе, и для университета имеет огромное значение какие студенты придут к нам учиться. Ректор ПГНИУ предположил, что участники Олимпиады смогут подружиться за эти два дня и пожелал им успехов.

Главный специалист отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования Пермского края Ольга Владимировна Лесникова, обращаясь к участникам Олимпиады и сопровождающим педагогам и родителям, отметила, что с каждым годом количество школьников, интересующихся географией увеличивается. Она высказала надежду, что ребята смогут показать свои знания на практики, не разочаруются своими результатами и пожелала им удачи.

Декан географического факультета, доктор географических наук, профессор Александр Иванович Зырянов в своём выступлении сказал, что география – это предмет, который необходим любому человеку всю его жизнь. Он отметил, что географический факультет ПГНИУ – один из крупнейших и лучших географических факультетов ВУЗов нашей страны. А.И. Зырянов подчеркнул, что учёные нашего факультета сотрудничают ведущими географами из многих стран мира, и пригласил участников Олимпиады поступать в ПГНИУ, где они смогут получить высококлассное профильное образование.

Заместитель декана географического факультета по внеучебной работе, старший преподаватель Дмитрий Николаевич Слащев, высказал мнение, что география  это та область знаний, без которой не возможно знать и любить свою Родину. Присоединившись к поздравлениям и пожеланиям коллег, рассказал о традициях географического факультета ПГНИУ и о новых направлениях его работы, в т.ч. международном сотрудничестве. Он высказал надежду, что участники олимпиады в скором времени придут учиться на наш факультет.

Заместитель декана географического факультета по НИРС, председатель методической комиссии олимпиады «Юные таланты. География», кандидат географических наук, доцентМария Борисовна Иванова и председатель жюри олимпиады «Юные таланты. География», доцент Николай Григорьевич Циберкин рассказали об особенностях географической олимпиады и пожелали участникам удачи в выполнении нелёгких заданий. Они предположили, что задания Олимпиады должны понравиться ребятам и их наставникам, пожелали им победы в этом нелёгком конкурсе.

В первый день олимпиады проводился письменный тур. Письменный тур включал 30 тестовых заданий, а также 20 основных вопросов и 4 дополнительных задания по карте. Кроме того, участникам олимпиады предлагалось решить  6  географических задач, в т.ч. 2 расчётных и 4 логических.

Тестовые задания подразделялись на четыре типа: закрытые; на установление соответствий; на определение последовательности; открытые. Помимо тестовых технологий на Олимпиаде используются контурные карты, которые давно стали неотъемлемым атрибутом обучения географии. Работа на контурных картах способствует развитию наблюдательности и внимания, активизации мышления, направленного на воспроизведение и анализ соответствующих теоретических знаний, фактического материала. В год проведения зимних олимпийских игр в г. Сочи, методическая комиссия предложила участникам Олимпиады узнать по описаниям и нанести на карту города, которые в своё время были столицами олимпиад. Географические задачи отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужны не столько для того, чтобы проконтролировать знания учениками пройденного материала, сколько для того, чтобы проверить их умения мыслить логически, делать собственные умозаключения и прогнозы, то есть предназначенные для развития у школьников склонности к научному анализу.

Максимально возможное количество баллов за письменный тур: 45 – за задания по карте; 50 – за тест тестовые задания; 80 – за географические задачи. Общая максимальная сумма баллов за письменный тур – 175.

Пока школьники выполняли задания письменного тура олимпиады, для их наставников были организованы встреча с заведующими кафедрами и ведущими учёными географического факультета, а также методический семинар «Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии».

По завершении первого рабочего дня для участников олимпиады и их сопровождающих в г. Перми были организованы экскурсии в музеи университета и Центр геоинформационных систем ПГНИУ; в г. Ижевске – экскурсии в музей Истории ПО «Ижмаш» и по историческому центру г. Ижевска; в г. Томске – экскурсии в Минералогический музей имени И.К.Баженова, Палеонтологический музей имени В.А. Хахлова; в г. Тюмени – экскурсии по учебным аудиториям и лабораториям Института наук о Земле ТюмГУ.

Второй день олимпиады начался с разбора заданий письменного тура. Члены оргкомитета, методической комиссии и жюри Олимпиады рассказали участникам их педагогам и родителям, в чём состояла суть всех заданий письменного тура, как нужно было отвечать на конкурсные задания, объяснили ребятам типичные ошибки, встречающиеся в их ответах. Затем участники Олимпиады задали членам жюри вопросы, на которые преподаватели постарались дать подробные развёрнутые ответы.

После небольшого технического перерыва, во время которого можно было написать заявление об апелляции, стартовал устный тур.

Устный тур включал пять блоков заданий. В каждом блоке – по три характеристики одного и того же географического объекта (учёного и т.п.). С каждой последующей характеристикой-подсказкой правильный ответ становится «прозрачнее» и очевиднее. Если участник олимпиады правильно записывал на выданных карточках ответ на основной вопрос о загаданном объекте (учёном и т.п.) с первой характеристики, то получал за это 15, со второй – 10, с третьей – 5 баллов. Каждая характеристика сопровождалась иллюстрациями и музыкой, которые также служили своеобразными подсказками. Время на размышление – 2 минуты, по истечении которых участники олимпиады должны были сдать карточки с ответами. Максимально возможное количество баллов за устный тур ­– 75.

Непосредственно к устным ответам на дополнительные вопросы допускалось пять человек, показавших лучшие результаты в письменном туре. Это была внеконкурсная программа, своего рода шоу эрудитов, в которой выявлялся абсолютный победитель Олимпиады. На основании устных ответов на дополнительные вопросы устного тура, с учётом баллов набранных за письменный тур и баллов за основные вопросы устного тура, определялся абсолютный победитель Олимпиады.

Каждый из пяти финалистов выбирал интересный для него блок заданий: «Архипелаг»;  «Полярный исследователь»; «Река»; «Столица»; «Учёный». Если он логично, грамотно, последовательно, полно устно отвечал на дополнительные вопросы, то мог получить еще 30 баллов.

Лучший результат на региональной площадке ПГНИУ (г. Пермь) в устном туре, как и в первый день соревнований, показал ученик 10 класса МАОУ  «СОШ №145 с углублённым изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми Пермского края Тараторкин Егор (219,6 баллов; 241,0 – с учетом устных ответов). Он и стал абсолютным победителем Олимпиады, а его отрыв от ближайшего преследователя составил 37,15 баллов. На закрытии он получил диплом I степени Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География». На региональной площадке УдГУ (г. Ижевск) абсолютным победителем стал ученик 10 класса МОБУ "СОШ № 7" г. Давлеканово Республики Башкортостан Тахаутдинов Айнур (150,6 баллов; 167,4 – с учетом устных ответов), хотя в первый день лидировала Ковалева Алена, ученица 11 класса МБОУ "Экономико-математический лицей № 29" г. Ижевска Удмуртской Республики. Эти участники на закрытии получили дипломы III степени Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География». Лучший результат на региональной площадке ТГУ (г. Томск) показала Горбунова Любовь, ученица 10 класса МБОУ "СОШ № 21" г. Иркутска Иркутской области (152,2 баллов; 168,2 – с учетом устных ответов), она и стала здесь абсолютным победителем, а на закрытии ­– получила диплом III степени Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География». На региональной площадке ТюмГУ (г. Тюмень) абсолютным победителем стал Моисеев Никита, ученик 10 класса МАОУ "СОШ № 70" г. Тюмени Тюменской области (87,5 баллов; 114,5 – с учетом устных ответов), хотя этих баллов ему не хватило, чтобы получить диплом победителя или призёра Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География».

Кроме того, в этот же день благодаря спонсорской поддержке Центра геоинформационных систем ПГНИУ для иногородних участников олимпиады и их сопровождающих была организована двухчасовая автобусная экскурсия по г. Перми. Её проводила старший преподаватель каф. туризма Анастасия Владимировна Фирсова. Все иногородние участники Олимпиады и сопровождающие выразили ей огромную благодарность за увлекательную экскурсию и нетрадиционный подход к подаче материала. Для остальных ребят, педагогов и родителей был организован просмотр научно-популярных фильмов «Национальные парки США» и «Наследие человечества: Рим, Флоренция, Милан». В г. Ижевске была организована экскурсия по музеям УдГУ. В г. Томске была проведена экскурсия по Ботаническому саду и организованы просмотр фильма о ТГУ и презентация о ГГФ ТГУ. В г. Тюмени участникам Олимпиады и их наставникам показали фильм о Тюменском государственном университете и презентацию об Институте наук о Земле.

На закрытии Олимпиады на всех региональных площадках были подведены итоги и объявлены победители и призёры.

Первое место:

-       Тараторкин Егор, ученик 10 класса МАОУ  «СОШ №145 с углублённым изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми (Пермский край);

Второе место разделили:

-       Коновалова Вероника, ученица 10 класса МАОУ «СОШ № 7» г. Соликамска (Пермский край);

-       Рогожин Владимир, ученик 10 класса МАОУ  «СОШ № 102 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми (Пермский край);

-       Анисимов Максим, ученик 11 класса МАОУ  «СОШ №145 с углублённым изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми (Пермский край);

Третье место разделили:

-       Миков Владислав, ученик 11 класса МАОУ «СОШ № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики» г. Перми (Пермский край);

-    Зебзеев Егор, ученик 11 класса МАОУ «СОШ № 7» г. Соликамска (Пермский край);

-    Тимохова Ксения, ученица 11 класса МАОУ «СОШ № 82» г. Перми (Пермский край);

-    Зарипов Артём, ученик 11 класса МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми (Пермский край);

-       Баранова Юлия, ученица 11 класса «СОШ №145 с углублённым изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми (Пермский край);

-       Жданов Денис, ученик 10 класса МАОУ  «СОШ №145 с углублённым изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми (Пермский край);

-    Мариняк Мария, ученица 11 класса МАОУ «Лицей № 9» г. Перми (Пермский край);

-    Евстафьев Егор, ученик 11 класса МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми (Пермский край);

-    Зырянов Григорий, ученик 8 класса МАОУ «Гимназия № 6» г. Перми (Пермский край);

-    Поляков Даниил, ученик 9 класса МАОУ «СОШ № 7» г. Соликамска (Пермский край);

-       Смагин Алексей, ученик 11 класса МАОУ «СОШ №145 с углублённым изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми (Пермский край);

-       Гуничев Дмитрий, ученик 10 класса МАОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г. Березники (Пермский край);

-    Андреева Марина, ученица 11 класса МАОУ «СОШ № 115» г. Перми (Пермский край);

-       Якимов Вадим, ученик 9 класса МАОУ  «СОШ №145 с углублённым изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми (Пермский край);

-    Тахаутдинов Айнур, ученик 10 класса МОБУ "СОШ № 7" г. Давлеканово (Республика Башкортостан);

-       Ковалева Алена, ученица 11 класса МБОУ "Экономико-математический лицей № 29" г. Ижевск (Удмуртская Республика);

-    Горбунова Любовь – ученица 10 класса МБОУ "СОШ № 21" г. Иркутска (Иркутская область).

Одиннадцатиклассники – победители и призёры олимпиады – смогут поступить в ПГНИУ, УдГУ, ТГУ, ТюмГУ или другой ВУЗ России, где в качестве вступительного экзамена сдаётся «География», на льготных основаниях. В частности, абитуриент может быть зачислен без вступительных испытаний на направления подготовки специальности, соответствующие профилю олимпиады. Либо может быть приравнен к набравшим максимальное количество баллов на ЕГЭ по профильному предмету.

Всем учителям географии, наставникам олимпийцев, были вручены сертификаты о подготовке участников Олимпиады. В ПГНИУ всем учителям, воспитанники которых принимали участие в очном этапе, были подарены мультимедийные диски с методическими материалами VII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География», а также диски с информацией о ПГНИУ. Педагоги, принимавшие участие в работе методического семинара «Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии» получили сертификаты о повышении квалификации. Учителям географии на всех региональных площадках, подготовившим победителей и призёров Олимпиады, были вручены благодарности.

Назовём лучших учителей географии, благодаря каждодневному, усердному труду и усилиям которых их ученики смогли достичь высоких результатов и стать победителями и призёрами Олимпиады.

Педагог, подготовившая победителя олимпиады:

-       Снигирева Алевтина Юрьевна – учитель географии МАОУ  «СОШ №145 с углублённым изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми (Пермский край);

Педагоги, подготовившие призёров олимпиады:

-       Кривова Наталья Владимировна – учитель географии МАОУ «СОШ № 7» г. Соликамска (Пермский край);

-       Зорин Юрий Васильевич – учитель географии МАОУ  «СОШ № 102 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми (Пермский край);

-       Охотникова Екатерина Геннадьевна – учитель географии МАОУ «СОШ № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики» г. Перми (Пермский край);

-    Артес Татьяна Владимировна – учитель географии МАОУ «СОШ № 82» г. Перми (Пермский край);

-       Белозерцева Лидия Васильевна – учитель географии МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми (Пермский край);

-       Столбова Наталья Николаевна – учитель географии МАОУ «Лицей № 9» г. Перми (Пермский край);

-    Бородкина Ирина Александровна – учитель географии МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми (Пермский край);

-    Никитасенко Светлана Николаевна – учитель географии МАОУ «Гимназия № 6» г. Перми (Пермский край);

-       Демидова Светлана Анатольевна – учитель географии МАОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г. Березники (Пермский край);

-    Шульпина Ольга Михайловна – учитель географии МАОУ «СОШ № 115» г. Перми (Пермский край);

-    Гарипова Ильвира Анисовна – учитель географии МОБУ "СОШ № 7" г. Давлеканово (Республика Башкортостан);

-       Овсянникова Ольга Сергеевна – учитель географии МБОУ "Экономико-математический лицей № 29" г. Ижевск (Удмуртская Республика);

-    Кравчук Марина Валентиновна – учитель географии МБОУ "СОШ № 21" г. Иркутска (Иркутская область).

Более подробные сведения о  VII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» можно получить из итоговых таблиц (итоги в Пермиитоги в Ижевскеитоги в Томскеитоги в Тюмени) и фотоотчёта.

К работе Оргкомитета на региональной площадке  ПГНИУ были привлечены студенты географического факультета: Букин Егор (II курс); Буткова Анна (I курс); Верещагина Елизавета (II курс); Климова Анастасия (III курс); Коновалова Марина (I курс); Конюхов Кирилл (V курс); Кривкин Александр (II курс); Кульдюров Дмитрий (III курс); Любимова Юлия(III курс); Нагорнюк Олег (III курс); Настрога Александр (II курс); Плотников Кирилл (II курс); Фотеева Полина (II курс); Шарафутдинова Кристина (I курс).

Оргкомитет олимпиады «Юные таланты. География» поздравляет победителей и призёров, а также их учителей и выражает благодарность студентам географического факультета за помощь в организации Олимпиады.

Желаем всем участникам олимпиады удачи! До встречи в новом учебном году.

Назад