Мероприятия для одарённых школьников

Пермские географы обладают богатым опытом организации и проведении школьных интеллектуальных мероприятий разного уровня. Среди них Всероссийская олимпиада школьников по географии; Всероссийский молодёжный географический чемпионат; Пермский краевой интеллектуальный марафон школьников по комплексу учебных предметов; Интеллектуальная игра «Енот» по предметам естественнонаучного цикла; Интеллектуальный конкурс «Юный географ»; Интеллектуальный конкурс «Юный картограф»; Региональный интернет-конкурс «Наше наследство»; Всеуральская научно-практическая конференция школьников «Географические исследования и открытия», дистанционный конкурс научно-исследовательских работ школьников «Кто бывал в экспедициях…» и другие. Одни мероприятия проводятся исключительно силами преподавателей географического факультета ПГНИУ, другие – совместно с некоторыми организациями Пермского края.

По заказу Министерства образования Пермского края при географическом факультете ПГНИУ была организована работа заочной школы по профильному предмету «География».

Как и другие заочные школы, она ведёт работу с учащимися средней и старшей ступени общеобразовательных учреждений Пермского края, проявляющими интересы и способности к успешному изучению географии. Открытие школы позволило систематизировать работу с ребятами, проявляющими интерес к географической науке, желающими расширять свой географический кругозор, стремящимися к высоким результатам в географических состязаниях. Кроме того, проект дал возможность вести такую работу со школьниками не только в очной форме, но и используя дистанционные и интернет-технологии.

В Пермском государственном национальном исследовательском университете работа с одарёнными школьниками имеет давнюю историю. Первые мероприятия, нацеленные на вовлечение учеников в мир географии, проводились ещё в 1940-е гг. С тех пор количество мероприятий и принимающих в них участие школьников многократно возросло.

Кроме того, ведётся подготовительная работа по подготовке, тренингу школьников к интеллектуальным мероприятиям. Она проходит в трёх направлениях.

1. Проект «Открытый университет». По заказу Министерства образования Пермского края была организована работа заочной школы по предмету «география», ведущей работу с учащимися, проявляющими интерес к  её изучению. Это позволило систематизировать нашу работу, а также использовать дистанционные и интернет-технологии. Проект направлен на выявление и поддержку одарённых детей г. Перми и Пермского края, развитие их интересов и способностей, содействие их самоопределению, подготовку к участию в олимпиадах и научно-исследовательских конференциях различного уровня. В рамках проекта ребятам предстоит поучаствовать в различных типах мероприятий: Олимпиады; Интеллектуальные конкурсы; Научно-практические конференции; Подготовка к олимпиадам; Лекции учёных; Выполнение научно-исследовательских работ; Проектная деятельность и другие мероприятия. Надеемся, что это будет способствовать укреплению взаимосвязей «школа – ВУЗ».

Проведение обучения одарённых детей по программам углублённой подготовки в 2024/2025 учебном году

1

Проведение обучения, направленного на подготовку обучаемых к участию в олимпиадах

Обучение по программе «Подготовка школьников к олимпиадам по географии» было проведено в сентябре 2024 г. – апреле 2025 г. Программой обучения охвачено 64 школьника.

Проведена оценка результатов обучения каждого учащегося. Результаты оценки представлены учащемуся и педагогу, преподающему профильный предмет в общеобразовательном учреждении.

2

Проведение обучения, направленного на выполнение исследовательской работы обучаемыми

Обучение по программе «Подготовка школьников к исследовательской деятельности» было проведено в дистанционной форме в сентябре 2024 г. – апреле 2025 г.  Программой обучения охвачено 73 школьников.

Проведена оценка результатов обучения каждого учащегося. Результаты оценки представлены учащемуся и педагогу, преподающему профильный предмет в общеобразовательном учреждении.

3

Проведение обучения, направленного на вовлечение обучаемых в социально-профессиональную среду

Обучение по программе «Обучение, направленное на вовлечение обучаемых в социально-профессиональную среду» было проведено в сентябре 2024 г. – апреле 2025 г.  Мероприятиями по данному направлению было охвачено 87 человек.

Проведена оценка результатов обучения каждого учащегося. Результаты оценки представлены учащемуся и педагогу, преподающему профильный предмет в общеобразовательном учреждении.

4

Организация лекций учёных

В сентябре ­– декабре 2024 г. было проведено 20 лекций учёных общим объёмом 40 часов. Курс лекций прослушали 117 человек.

2. Зимний (8 рабочих дней) и летний (16 рабочих дней) Всероссийские профильные лагеря «Дерзание». Учебная программа лагеря включает занятия по выбранному курсу (география): 3 пары в день (зимний лагерь) и 2 пары в день (летний лагерь).  Программы всех курсов – авторские, разработанные специально для лагеря. В рамках каждого курса рассматриваются вопросы, раскрываются экспериментальные методы, предлагаются практические инструменты, не входящие в школьную программу. Преподавателями курсов являются их авторы: ведущие преподаватели и аспиранты ПГНИУ (в том числе – авторы заданий «Молодёжных предметных чемпионатов»). По окончании смены каждый школьник получает зачётную книжку с оценками по предметам, изученным в лагере (которую можно приложить к портфолио учащегося).

Ежедневно проводятся спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия по авторской программе, отработанной с 1999 года.

С каждым отрядом работают двое воспитателей. Воспитателями в лагере работают студенты и молодые выпускники пермских вузов – они быстро находят общий язык со школьниками. Допускаются к этой работе лишь самые талантливые и профессиональные и только после специальной подготовки в течение всего года.

Естественно, что в подготовительной работе проводятся лекции, семинары и круглые столы для учителей образовательных учреждений Пермского края.

3. Школа юных географов. Целью Школы юных географов (ШЮГ) является формирование знаний и системы специализированной подготовки учащихся по различным направлениям географической науки, создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, формирование готовности к продолжению образования в соответствии с индивидуальными интересами, способностями, а также потребностями современного рынка труда.

Задачи ШЮГ:

1. Образовательные задачи:

1.1. Повышение интереса к географии как учебному предмету.

1.2. Формирование у юных географов основ научного мировоззрения, современного комплексного географического мышления.

1.3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы по географии, повышения уровня географических знаний.

1.4. Выявление познавательной активности, творческих способностей, исследовательских умений и навыков в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности.

1.5. Развитие у учащихся организационных умений, необходимых в познавательной деятельности (планирование работы, самостоятельное ее выполнение, самоконтроль).

2. Организационно-методические задачи:

2.1. Учебная и научно-методическая помощь учащимся и их руководителям в организации и выполнении научно-исследовательских работ по географической тематике.

2.2. Разработка и реализация образовательных программ и проектов на базе географического факультета ПГНИУ.

2.3. Подготовка учащихся к олимпиадам и другим интеллектуальным играм и конкурсам по географии, а также к научным семинарам и конференциям.

2.4. Работа с учащимися школ городского университетского округа ПГНИУ.

3. Воспитательные задачи:

3.1. Профессиональное самоопределение учащихся.

3.2. Формирование представлений об образовательной, интеллектуальной, культурной и социальной миссии географического факультета ПГНИУ, месте географии и географов в современной жизни.

3.3. Формирование опыта эмоционально-чувственного отношения к миру как важного элемента содержания географического образования.

3.4. Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к природе родного края.

Основной задачей ШЮГ является углублённое изучение географии, выявление исследовательских возможностей школьников и обучение их бережному отношению к природе и любви к родному краю.

Ребята получают знания по многим разделам географии, не входящим в программу общеобразовательной школы. Лекционные курсы направлены на то, чтобы познакомить школьников с географией как комплексом наук, объектом их изучения, основной терминологией, современными проблемами и прикладными задачами.

Программа обучения координируется с программой обучения студентов географического факультета. Для наилучшего усвоения материала учащиеся выезжают на практические занятия, где знакомятся с основными методиками полевых исследований.

Занятия, направленные на углубление знаний по предмету проходят каждую неделю по заранее спланированной программе; тематика же субботних обсуждений зависит целиком и полностью от произошедших за текущую неделю событий и, следовательно, определяется только на неделе.