Предметная
олимпиада
по журналистике

Пример задания заочного тура

Пример задания очного тура

Зачем нужна олимпиада по журналистике,
или журналистика не шоу

 

Для того чтобы дать возможность школьникам, будущим абитуриентам, прикоснуться к профессии, понять, что нужно знать и уметь журналисту,  в Пермском государственном университете уже несколько лет проводится олимпиада «Юные таланты. Журналистика». Олимпиада востребована. В 2009/10 учебном году о своем желании участвовать в ней заявили школьники из Перми и Пермского края, соседних и отдаленных  регионов: Кировской, Курганской, Нижегородской, Тюменской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Краснодарского края,  Удмуртии. Серьезного успеха добились учащиеся из пермской гимназии № 4 имени братьев Каменских: среди призеров олимпиады их оказалось трое. Но и для остальных участников олимпиада не прошла бесследно: школьники получили своеобразную «прививку» профессии, а кафедра журналистики –надежду на то, что на первый курс в новом учебном году  к нам придут профессионально ориентированные студенты.

Специалисты считают, что в условиях экономического кризиса и появления так называемой гражданской журналистики (в блогах, живых журналах) гламур «умер». Не за горами время качественной журналистики. Мы к этому готовы и ждем к себе всех, кто разделяет эту точку зрения. На вступительном экзамене абитуриенты-журналисты пишут творческую работу – развернутый публицистический текст аналитического характера с изложением и аргументацией позиции автора по поводу социально значимой проблемы. Чтобы создать такой текст, требуется умение размышлять, подбирать логические аргументы, что без знания фактов и событий реальной жизни сделать не удастся. Именно поэтому в задания олимпиады включены вопросы, направленные на проверку фоновых знаний.  Не имея прямого отношения к собственно журналистской деятельности, фоновые знания позволяют обнаружить уровень подготовленности будущих абитуриентов, глубину понимания ими социальных, политических, культурных и других проблем.

Обычно у школьников не вызывают особых затруднений олимпиадные задания, которые так или иначе связаны со школьной программой (В каком журнале состоялась первая публикация романа Л.Н.Толстого «Воскресение»?; Укажите в списке имена двух изобретателей радио).

И даже с заданиями на проверку специальных знаний  (Что  такое лид-абзац? Включенное наблюдение – это…) участники олимпиады справляются. Это, впрочем, понятно, ведь человек, интересующийся журналистикой, может и должен знать о ней больше, чем среднестатистический школьник.

А вот вопросы, направленные на выявление уровня общей культуры и степени гражданской зрелости, для многих участников оказываются неразрешимыми. Неважно у школьников обстоят дела со знанием социально значимых событий. Например, на олимпиаде 2009 года было предложено такое задание: 16 января 2009 г. в эфире АТВ вышла программа Киры Прошутинской «Кому выгодна газовая война?». Какой проблеме посвящена эта передача? Несмотря на то что перед самой олимпиадой проблема транзита российского газа по территории Украины подробно освещалась в СМИ, с этим заданием справились немногие.

По признанию самих юных журналистов, наиболее трудное в олимпиаде – задания творческого характера, когда нужно продемонстрировать журналистское чутье и способности к публицистическому письму.  Особенно сложно участникам олимпиады придумать подпись к политической карикатуре (автор карикатур – наша студентка Антонина Борисова).  Для выполнения этого задания, помимо хорошего чувства юмора, необходимо знание реальной ситуации и понимание ее значения в общественно-политическом контексте.

На олимпиаде 2009 была предложена карикатура, посвященная казусу, произошедшему на российско-американской встрече в Женеве.

Сувенир в виде красной кнопки, подаренный американской стороной, был снабжен надписями: «Reset» (перезагрузка) и «Peregruzka» (написанное латиницей русское слово  «перегрузка»). Ошибка, допущенная при переводе, исказила замысел дарителей – «перезагрузить» российско-американские отношения, устранив имеющиеся сложности между государствами. Это событие стало поводом для шуток С. Лаврова и Х. Клинтон, а затем широко обсуждалось в различных СМИ. Радует, что мы получили прекрасное воплощение идеи, за что специальным призом был награжден ученик 11 класса школы № 8 г. Краснокамска Иван Шалагинов. Огорчает, что 90 процентов участников оказались совершенно беспомощны перед этим заданием.

Приходится с сожалением констатировать отсутствие у школьников интереса к общественно-политической жизни, навыков обращения к средствам массовой информации, особенно качественным, и…  ностальгировать о существовавшей в советское время традиции проводить в школах политинформации.

На фото: доцент кафедры журналистики В.В. Васильева комментирует решение жюри олимпиады о присуждении специального приза «За лучшую подпись к карикатуре» Ивану Шалагинову.

Замечательно, когда есть талант, но если нет знаний, то ему не на что опереться. И тогда остаются лишь пустые амбиции и наивная обида, что тебя, такого способного и искренне стремящегося в журналистику, не понимают. В море событий, так или иначе влияющих на жизнь человека,  задачи журналистики – предупредить об опасности, объяснить непонятное, рассказать о новом, помочь сделать правильный выбор. Значит, журналист обязан первым узнать и лучше других понять, увидеть и оценить все то, что значимо для людей, потом рассказать об этом честно, правдиво, своевременно и профессионально.

Этому надо учиться, что заметно лучше понимают бывшие участники наших олимпиад – нынешние студенты: Мария Усачева, Полина Дунаева, Дмитрий Чистяков, Никита Баранов, Ульяна Трескова и другие.

В юности любой человек ощущает в себе способности к творчеству и хочет стать знаменитым. Вот только что такое творчество, какое место оно занимает в журналистской работе и каким трудом создается ИМЯ в журналистике – все это остается, как правило, «за скобками». Мы с коллегами шутим, что большинство наших первокурсников приходят учиться с желанием увидеть себя в телевизоре. Веселый, молодой, симпатичный, уверенный в себе говорун – таков, по представлениям абитуриентов, портрет среднестатистического популярного ведущего.

Но к журналистике это не имеет отношения. Или почти не имеет. Журналистика не шоу.

 

Л.Л. Черепанова, доцент кафедры журналистики, к.ф.н.