Предметная
олимпиада
по журналистике

Пример задания заочного тура

Пример задания очного тура

  И снова карикатура…
оказалась, по мнению участников олимпиады «Юные таланты. Журналистика» - 2015/2016, самым трудным заданием 

Сделать подпись к карикатуре – традиционное задание на нашей олимпиаде.  В этом году автором карикатуры была Елена Павлющик, студентка 1 курса магистратуры «Интернет-журналистика».
 Учитывая опыт прошлых лет, в тесте прошедшей олимпиады мы предложили сюжет, выраженный двумя карикатурами. Такое изображение, в основе которого лежит сравнение «что было и что стало», должно подтолкнуть, разбудить воображение участников олимпиады.

Итак, что изображено на рисунках?
 

 На первом рисунке: класс, «ушедший» в интернет, и учитель, отчаявшийся привлечь внимание учеников.
 
На втором рисунке: тот же класс, но с интересом слушающий учителя, который «превратился» в экран айфона. Учитель стал композиционным центром рисунка – ученики сморят на него, а не в гаджеты.

Формулируем сюжет:

Ученики не отрываются от своих гаджетов, их невозможно чему-то научить на уроке, это расстраивает учителя. Однако он нашел остроумный способ привлечь их внимание: сделал рамку, похожую на  экран айфона и встал в нее. Теперь ученики смотрят на учителя в рамке, как на экран гаджета,  – появилась надежда, что они усвоят урок.

Выводов может быть несколько, например:

1. Современных учеников интересуют только гаджеты и информация из интернета.
2. Современный  учитель знает толк в гаджетах, он понимает, что интересует его учеников.
3. Гаджеты теперь повсюду, с этим приходится считаться.

 Выбираем тот, который нам кажется более актуальным, связанным с социальной проблемой. Но это еще не все!

Карикатура – это жанр юмористический, сатирический. Значит, нужны особенные приемы, чтобы передать ее смысл: обобщение, использование средств выразительности и эмоциональной окрашенности речи и др.
На этот раз жюри отметило три подписи к карикатуре:

Сменили IQ на IP (Анжелика Фадеева, 10 класс, МАОУ «Гимназия №8», г. Пермь); 
Зафрендились! (Валерия Двоеглазова, 10 класс, МАОУ «СОШ», п. Теплая Гора, Пермский край);  
Айфономатика (Мария Блинова, 9 класс, МАОУ «Лицей №1», г. Кунгур, Пермский край).

В первой подписи явно выражена оценка автора через его усмешку, во второй – использован термин, привычный для общения в социальных сетях, но примененный в необычной ситуации – рождается ирония, третья основана на игре слов – автор сочинил неологизм, который передает ироничный смысл ситуации и оказывается ближе всего к изображению (математика – информатика – айфономатика).

Каждая из этих подписей оказалась по-своему талантливой, поэтому получила высокую оценку жюри олимпиады.

 

Самым трудным заданием, по мнению участников олимпиады «Юные таланты. Журналистика»- 2014/2015, стала подпись к карикатуре

Задание, ставшее уже традиционным на олимпиаде по журналистике, столь же традиционно и нравится участникам, и бывает сложным для них. И на этот раз, несмотря на близкую школьникам тему, оказалось самым сложным.  Похоже, тема ЕГЭ, которой была посвящена карикатура, не вызвала у школьников желания шутить.

 

Задание.  Придумайте подпись к карикатуре и впишите ее в бланк ответов. Автор карикатуры  Евгения Горкунова, студентка 5 курса специальности «Журналистика».  

 

Жюри олимпиады выделило два варианта подписи, наиболее соответствующие заданию и оригинальные:

Возьми на ЕГЭ голову, а не телефон! (Кристина Гайнуллина, 9 кл.,  МАОУ «Лицей № 4», г. Пермь);

Правительству – ученики без SD, учителям – SD без учеников! (Елизавета Астафьева, 10 класс, «Гимназия №5», г. Пермь).

 

В первой подписи присутствует игровое начало, что соответствует жанровой специфике карикатуры. Автор предложил своеобразное резюме на основании анализа ситуации, изображенной на карикатуре.  

Во второй подписи автор использовал актуальную по смыслу аббревиатуру: SD, что означает Secure Digital, т.е. карта памяти, или «память», как обычно называют ее пользователи различных гаджетов. Таким образом, ситуация, изображенная на карикатуре, была охарактеризована содержательно и получила социально значимую оценку.