Типы творческих  олимпиадных заданий

Задание: Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Ответьте на  вопросы: 1.Какие мысли и чувства вызывает у вас эта миниатюра? 2.Какие типы речи соединены в этом тексте. Обоснуйте свою точку зрения. 3.Укажите использованные автором изобразительно-выразительные средства языка.

                                                  Лесной ручей

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

                   ОТВЕТ: 2. Если исходить из выделения трех основных типов речи (повествования, описания и рассуждения), текст первого абзаца можно охарактеризовать как повествование (глаголы иду, вижу, слушаю, думаю передают действия героя повествования). Во втором и третьем абзацах представлено описание с элементами рассуждения: картины природы переданы как мысли автора по поводу увиденного.

  1. Сравнение: будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе; инверсия: вижу я, новые и новые препятствия встречает вода; олицетворение: вода встречает преграду… распускает пузыри.

 Задание: Прочитайте рассказ. Определите его автора. С помощью каких языковых средств создается комический эффект в этом рассказе?

Говорят, граждане, в Америке бани отличные…

А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.

У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошел в баню – дают два номерка. Один за белье, другой за пальто с шапкой.

А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать – некуда. Карманов нету. Кругом живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.

Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошел в баню.

Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытье? Грех один.

Ищу шайку… Гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался – не знаю. Только тую шайку я взял себе.

Теперича и шайка есть, и сесть негде. А стоя мыться – какое же мытье? Грех один.

Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь.

А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идет. Один штаны моет, другой подштанники трет, третий еще что-то крутит. Только, скажем, вымылся – опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки – мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трешь. Грех один.

«Ну их, – думаю, – в болото. Дома помоюсь».

Иду в предбанник. Выдают на номер белье. Гляжу – все мое, штаны не мои.

– Граждане, – говорю. – На моих тут дырка была. На этих эван где.

А банщик говорит:

– Мы, – говорит, – за дырками не приставлены. Не в театре, – говорит.

Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают – номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок – нету номерка. Веревка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.

Подаю банщику веревку – не хочет.

– По веревке, – говорит, – не выдаю. Это говорит, каждый гражданин настрижет веревок, – польт не напасешься. Обожди, говорит, когда публика разойдется – выдам, какое останется.

Я говорю:

– Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же, – говорю. – Выдай, говорю, по приметам. Один, – говорю, карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то, – говорю, – верхняя есть, нижних же не предвидится.

Все-таки выдал. И веревки не взял.

Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл.

Вернулся снова. В пальто не впущают.

– Раздевайтесь, – говорят.

Я говорю:

– Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре, – говорю. – Выдайте тогда хоть стоимость мыла.

Не дают.

Не дают – не надо. Пошел без мыла.

Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес?

Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.

ОТВЕТ: М. Зощенко «Баня»

На содержательном уровне комизм рассказа создается за счет комичности описываемой ситуации, в частности:

–  самого предмета описания – бани;

–  противопоставления американских и советских бань;

–  получения одежды в гардеробе по бумажным номеркам на веревочках, которые некуда деть, кроме как привязать к ноге и следить, чтобы они не смылись;

–  использования бани не столько для мытья, сколько для стирки др.

На поверхностном (стилистико-текстовом) уровне комический эффект достигается за счет стилизации разговорно-фамильярной манеры речи нового «маленького человека» (малообразованного обывателя), претендующего на роль хозяина жизни. Главное: комический эффект заключается в несоответствии отчаянной малообразованности, полукультурности героя – типичного представителя массы – его претензии на образованность, культурность, аристократизм, что выражается в речевой характеристике персонажа.

На языковом уровне комический эффект достигается за счет стилевого стыка двух несовместимых речевых пластов: разговорно-просторечного и книжного, когда в контексте просторечия появляются несвойственные лексикону персонажа слова и выражения, например: официальное обращение граждане, канцеляризмы не приставлены, не предвидится, слово из театральной сферы публика и др.  

Стилизация разговорно-просторечной стихии обеспечивается следующими языковыми средствами:

– эллиптичностью предложений;

–  парцелляцией (А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.);

–  алогичностью построения фразы (Не слышишь, куда мыло трешь; Стою стоя; Номерки по ногам бьют – ходить скучно; Мы за дырками не приставлены. Не в театре);

–  частотностью разговорных идиом, характерных для речи выходцев из деревни (Батюшки-светы, грех один, эван где, дескать);

–  лексическими повторами, свидетельствующими о бедности словарного запаса рассказчика;

–   обилием просторечных слов и выражений (штаны, подштанники, шайка, теперича, гляжу, дьяволы, ну их в болото, нету и др.);

–   использованием конкретной лексики с предметно-бытовым значением (баня, мыло, белье, пальто, шапка, карманы, дырка и др.);

–   стилизацией речевых ошибок (польт не напасешься, тую шайку);

–   эффектом обманутого ожидания (На моих тут дырка была. На этих эван где).

Читателю смешно еще и оттого, что сам рассказчик предельно серьезен и как будто не понимает комичности происходящего.

 Задание:

  1. Определите стилистическую принадлежность текстов, обоснуйте свою точку зрения.
  2. На эту же тему составьте свой текст другой стилистической принадлежности.
  3. Определите автора текста Б.

 А.      Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка.

 Б.     Жид:  Деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны;

                   Но юноша в них ищет слуг проворных

                   И не жалея шлет туда, сюда.

                   Старик же видит в них друзей надежных

                   И бережет их как зеницу ока.

    Альбер:  О! Мой отец не слуг и не друзей

                   В них видит, а господ; и сам им служит.

                   И как же служит? Как алжирский раб,

                   Как пес цепной. В нетопленой конуре

                   Живет, пьет воду, ест сухие корки,

                   Всю ночь не спит, все бегает да лает.

                   А золото спокойно в сундуках

                   Лежит себе…

 Задание:I. Прочитайте текст XVII в. – письмо к боярыне Ф.П.Морозовой, написанное ее наставником, автором первой русской «автобиографии», оставившим яркий след в истории России.

 Господь грядет грешники мучити, праведники же спасти. Плачемся и воздыхаем, и приимем чювство онаго дне. Не обленися потрудитися в нынешнем веце, предварим и восплачемся прежде суда онаго, егда звезды спадут, и вся земля поколеблется, да милостива обрящем тогда бога нашего.

Свет моя, государыня! А буде обленишься на нощное правило, тот день окаянной плоти и есть не давай. Да переставай ты и медок попивать. Нам иногда случается и воды в честь, да живем же. Али ты нас тем лутчи, что боярыня? Да единако нам Бог рапростре небо, и вся прозябающая по повелению Владычню служат тебе не больши, и мне не меньши.

 __________________________

Нощное правило – молитва.
Вся прозябающая – всё растущее.  

 

1. Кто является автором этого письма?

2. Какое событие, значимое для русской истории и культуры, предшествовало письму?

3. Передайте содержание текста средствами современного русского языка.

4. Приведите примеры фонетических, грамматических и лексических архаизмов, встретившихся в тексте.

 

II. Образ боярыни Морозовой вдохновлял многих поэтов, писателей, живописцев. Среди последних – В.И.Суриков, автор знаменитой картины, своеобразной книги о русской жизни и русских людях.

Какие качества русского национального характера удалось запечатлеть художнику? Как эти качества нашли свое отражение в русских пословицах,  поговорках?

                                          Творческие задания:

 - Передайте финал одной из русских (народных или авторских) сказок средствами разных стилей и жанров.

 -  В русском национальном характере традиционно выделяют следующие черты: духовность (стремление к поиску высшего смысла, предпочтение «неба» «земле»), тенденцию к крайностям («все или ничего»), эмоциональность, душевность, концентрацию сил, которая часто сменяется расслабленностью, непредсказуемость, максимализм, слабохарактерность. Что Вы думаете  об этом? С чем Вы согласны, а с чем нет? В качестве аргументов, подтверждающих эти и другие черты русской ментальности, приведите пословицы, поговорки, фразеологизмы, эталоны, стереотипы, символы.

- Известно, что в русском фольклоре заметно мало пословиц и поговорок, которые бы превозносили и славили деньги. Однако сейчас, когда в России появляется культ денег, стали чаще вспоминать эти сравнительно немногие образцы народного творчества. Так, теперь в ходу пословицы: «Что милей ста рублей? - Двести»; «Деньги - склока, а без них плохо.»;  «Худо жить тому, у кого пусто в дому». К давней народной присказке «Счастье не в деньгах» прибавили концовку «а в их количестве», а пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» переиначили в «Не имей сто друзей, а имей сто рублей».

       Как вы считаете, о чем говорят эти изменения: об изменении коренных доминант русского менталитета или все о той же противоречивости русского характера, о которой говорили многие?

- Прочитайте высказывание В.М.Соловьева, автора книги «Тайны русской души»: «Национальный фольклор, пожалуй, больше критичен и нелицеприятен по отношению к русским, чем хвалебен и комплиментарен». Дайте оценку этому утверждению. Свои рассуждения подкрепите примерами пословиц, поговорок, фразеологизмов, сказок, анекдотов, символов и других «лингвокультурем».

- Известно, что еще ПетрI, проводя свои реформы, говорил:  «Наши люди ни во что сами не войдут, ежели приневолены не будут». И сейчас появляются высказывания о том, что формировать культуру в России, в том числе культуру речи,  можно только через «административное принуждение» (см., например, статью И.А.Стернина «Можно ли культурно формировать культуру России?»). Как вы это понимаете и согласны ли вы с данной точкой зрения? 

 - Сочините лингвистическую миниатюру (в свободной форме) на одну из приведенных тем:

 Слова-друзья и слова-враги.

 Слова, которые забыли своих «родственников».

 Как слово встретило своего двойника.

 - Выберите одно из высказываний известных ученых и писателей и порассуждайте о его содержании.

Границы языка моей нации означают границы моего мировоззрения (В.Гумбольдт).

Язык есть имя нации (Ю.С.Степанов).

Язык – дом бытия духа (А.М.Хайдеггер).

Язык пишет портрет этноса (А.Д.Арутюнова).

Ничего более русского, чем язык, у нас нет (А.Битов).

Язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество (И.А.. Бодуэн де Куртэне).

 - Для науки язык – средство представления знания,

для философии и семиотики – универсальная и самая мощная знаковая система,

для языкознания – средство познания и общения,

для культурологии язык – это способ хранения и передачи культурного наследия,

для психологии и медицины – инструмент для понимания внутреннего состояния человека,

для поэзии и художественного творчества – ткань, из которой создается произведение искусства.

А чем является язык для вас? Порассуждайте на эту тему.

 - Известно, что еще В.И.Даль пытался заменить иностранные слова – «чужесловы» – русскими эквивалентами. До сих пор проблема заимствований является одной из острых проблем функционирования языка. Есть мнение, что все иностранные слова должны быть удалены с улиц и площадей российских городов. Что вы думаете об этом?

 - Известно, что до распада Советского Союза русский язык господствовал на огромных территориях и был действительно мировым языком. Есть мнение, что сейчас позиции русского языка в мире поколеблены и по существу он потерял свой статус мирового языка. Что вы думаете об этом?

 - Известно, что в советское время в литературный язык не допускались нелитературные компоненты общенационального языка. Есть мнение, что в настоящее время такие компоненты (городское просторечие, жаргонизмы, профессионализмы, язык неофициального Интернет-общения и др.) обогащают русский литературный язык. Что вы думаете об этом?

 - Выберите один из жанров интернета и охарактеризуйте, оцените  его.

 - Составьте текст-описание на тему: «Самое удивительное, что я видел (-а) в своей жизни, – это…».

Составьте текст-повествование на тему: «Когда я впервые летел на самолете (был на море, ходил в поход, оказался в горах…), …».

Составьте текст-рассуждение на тему: «Солнце(вода, море, космос…) – самое удивительное, что есть в мире, потому что…».

 Риторический турнир «ДЕБАТЫ»

Современная общеобразовательная средняя школа должна вернуться к практике раздельного обучения мальчиков и девочек.

Экстремальные виды спорта следует запретить. 

Выдачу детям денег на карманные расходы следует считать обязанностью родителей.  

Современные СМИ в России не могут обойтись без цензуры. 

Государство должно выплачивать безработным денежное пособие. 

Алкоголикам и наркоманам следует оказывать медицинскую помощь за счет государства.  

Образование в Российской Федерации должно быть платным.

В Российской Федерации должен быть отменен мораторий на смертную казнь.   

В Российской Федерации следует ограничивать въезд иностранных граждан на постоянное место жительства.

Деньги дают человеку свободу.

В свободное время старшеклассники должны зарабатывать деньги, помогая родителям.

Горькая правда вредна. 

Счастлив только тот, кто живет настоящим.  

Красноречие – это искусство выражать мысли других. 

Смысл любви состоит в том, чтобы отказаться от себя. 

Искусство надо чувствовать, а не понимать.

Без жаргона невозможно общение со сверстниками.

Культура речи не важна в рекламе.

Нарушение литературных норм в интернет-общении способствует развитию русского языка.

В России следует запретить употребление иностранных слов в названиях магазинов, учреждений, организаций.

Следует запретить усыновление российских детей сирот иностранными гражданами.

Шоу-бизнес вредит развитию культуры.

В XXI веке точные науки важнее гуманитарных.

Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете (Д.Рокфеллер).

Школьники должны  ходить в школу только в специальной форме.

Объявить однокласснику  бойкот – это мера  воздействия на него.

В классный уголок можно вывешивать на всеобщее обозрение табель успеваемости.

Система рейтинга, применяемая в школе, помогает учащимся становиться лучше.

На родительские собрания можно приглашать детей.

Родители должны  помогать школе материально.