Регламент олимпиады по русскому языку
Задания заочного этапа 2012-2013
Задания заочного этапа 2011-2012
Задания очного этапа 2011-2012
Тест очного тура 5-9 классы 2010-2011
Тест очного тура 10-11 классы 2010-2011
Задание: Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Ответьте на вопросы: 1.Какие мысли и чувства вызывает у вас эта миниатюра? 2.Какие типы речи соединены в этом тексте. Обоснуйте свою точку зрения. 3.Укажите использованные автором изобразительно-выразительные средства языка.
Лесной ручей
Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.
Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.
Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
ОТВЕТ: 2. Если исходить из выделения трех основных типов речи (повествования, описания и рассуждения), текст первого абзаца можно охарактеризовать как повествование (глаголы иду, вижу, слушаю, думаю передают действия героя повествования). Во втором и третьем абзацах представлено описание с элементами рассуждения: картины природы переданы как мысли автора по поводу увиденного.
Задание: Прочитайте рассказ. Определите его автора. С помощью каких языковых средств создается комический эффект в этом рассказе?
Говорят, граждане, в Америке бани отличные…
А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.
У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошел в баню – дают два номерка. Один за белье, другой за пальто с шапкой.
А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать – некуда. Карманов нету. Кругом живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.
Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошел в баню.
Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытье? Грех один.
Ищу шайку… Гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался – не знаю. Только тую шайку я взял себе.
Теперича и шайка есть, и сесть негде. А стоя мыться – какое же мытье? Грех один.
Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь.
А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идет. Один штаны моет, другой подштанники трет, третий еще что-то крутит. Только, скажем, вымылся – опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки – мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трешь. Грех один.
«Ну их, – думаю, – в болото. Дома помоюсь».
Иду в предбанник. Выдают на номер белье. Гляжу – все мое, штаны не мои.
– Граждане, – говорю. – На моих тут дырка была. На этих эван где.
А банщик говорит:
– Мы, – говорит, – за дырками не приставлены. Не в театре, – говорит.
Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают – номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок – нету номерка. Веревка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.
Подаю банщику веревку – не хочет.
– По веревке, – говорит, – не выдаю. Это говорит, каждый гражданин настрижет веревок, – польт не напасешься. Обожди, говорит, когда публика разойдется – выдам, какое останется.
Я говорю:
– Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же, – говорю. – Выдай, говорю, по приметам. Один, – говорю, карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то, – говорю, – верхняя есть, нижних же не предвидится.
Все-таки выдал. И веревки не взял.
Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл.
Вернулся снова. В пальто не впущают.
– Раздевайтесь, – говорят.
Я говорю:
– Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре, – говорю. – Выдайте тогда хоть стоимость мыла.
Не дают.
Не дают – не надо. Пошел без мыла.
Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес?
Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.
ОТВЕТ: М. Зощенко «Баня»
На содержательном уровне комизм рассказа создается за счет комичности описываемой ситуации, в частности:
– самого предмета описания – бани;
– противопоставления американских и советских бань;
– получения одежды в гардеробе по бумажным номеркам на веревочках, которые некуда деть, кроме как привязать к ноге и следить, чтобы они не смылись;
– использования бани не столько для мытья, сколько для стирки др.
На поверхностном (стилистико-текстовом) уровне комический эффект достигается за счет стилизации разговорно-фамильярной манеры речи нового «маленького человека» (малообразованного обывателя), претендующего на роль хозяина жизни. Главное: комический эффект заключается в несоответствии отчаянной малообразованности, полукультурности героя – типичного представителя массы – его претензии на образованность, культурность, аристократизм, что выражается в речевой характеристике персонажа.
На языковом уровне комический эффект достигается за счет стилевого стыка двух несовместимых речевых пластов: разговорно-просторечного и книжного, когда в контексте просторечия появляются несвойственные лексикону персонажа слова и выражения, например: официальное обращение граждане, канцеляризмы не приставлены, не предвидится, слово из театральной сферы публика и др.
Стилизация разговорно-просторечной стихии обеспечивается следующими языковыми средствами:
– эллиптичностью предложений;
– парцелляцией (А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.);
– алогичностью построения фразы (Не слышишь, куда мыло трешь; Стою стоя; Номерки по ногам бьют – ходить скучно; Мы за дырками не приставлены. Не в театре);
– частотностью разговорных идиом, характерных для речи выходцев из деревни (Батюшки-светы, грех один, эван где, дескать);
– лексическими повторами, свидетельствующими о бедности словарного запаса рассказчика;
– обилием просторечных слов и выражений (штаны, подштанники, шайка, теперича, гляжу, дьяволы, ну их в болото, нету и др.);
– использованием конкретной лексики с предметно-бытовым значением (баня, мыло, белье, пальто, шапка, карманы, дырка и др.);
– стилизацией речевых ошибок (польт не напасешься, тую шайку);
– эффектом обманутого ожидания (На моих тут дырка была. На этих эван где).
Читателю смешно еще и оттого, что сам рассказчик предельно серьезен и как будто не понимает комичности происходящего.
Задание:
А. Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка.
Б. Жид: Деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.
Альбер: О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ; и сам им служит.
И как же служит? Как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленой конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе…
Задание:I. Прочитайте текст XVII в. – письмо к боярыне Ф.П.Морозовой, написанное ее наставником, автором первой русской «автобиографии», оставившим яркий след в истории России.
Господь грядет грешники мучити, праведники же спасти. Плачемся и воздыхаем, и приимем чювство онаго дне. Не обленися потрудитися в нынешнем веце, предварим и восплачемся прежде суда онаго, егда звезды спадут, и вся земля поколеблется, да милостива обрящем тогда бога нашего.
Свет моя, государыня! А буде обленишься на нощное правило, тот день окаянной плоти и есть не давай. Да переставай ты и медок попивать. Нам иногда случается и воды в честь, да живем же. Али ты нас тем лутчи, что боярыня? Да единако нам Бог рапростре небо, и вся прозябающая по повелению Владычню служат тебе не больши, и мне не меньши.
__________________________
Нощное правило – молитва.
Вся прозябающая – всё растущее.
1. Кто является автором этого письма?
2. Какое событие, значимое для русской истории и культуры, предшествовало письму?
3. Передайте содержание текста средствами современного русского языка.
4. Приведите примеры фонетических, грамматических и лексических архаизмов, встретившихся в тексте.
II. Образ боярыни Морозовой вдохновлял многих поэтов, писателей, живописцев. Среди последних – В.И.Суриков, автор знаменитой картины, своеобразной книги о русской жизни и русских людях.
Какие качества русского национального характера удалось запечатлеть художнику? Как эти качества нашли свое отражение в русских пословицах, поговорках?
Творческие задания:
- Передайте финал одной из русских (народных или авторских) сказок средствами разных стилей и жанров.
- В русском национальном характере традиционно выделяют следующие черты: духовность (стремление к поиску высшего смысла, предпочтение «неба» «земле»), тенденцию к крайностям («все или ничего»), эмоциональность, душевность, концентрацию сил, которая часто сменяется расслабленностью, непредсказуемость, максимализм, слабохарактерность. Что Вы думаете об этом? С чем Вы согласны, а с чем нет? В качестве аргументов, подтверждающих эти и другие черты русской ментальности, приведите пословицы, поговорки, фразеологизмы, эталоны, стереотипы, символы.
- Известно, что в русском фольклоре заметно мало пословиц и поговорок, которые бы превозносили и славили деньги. Однако сейчас, когда в России появляется культ денег, стали чаще вспоминать эти сравнительно немногие образцы народного творчества. Так, теперь в ходу пословицы: «Что милей ста рублей? - Двести»; «Деньги - склока, а без них плохо.»; «Худо жить тому, у кого пусто в дому». К давней народной присказке «Счастье не в деньгах» прибавили концовку «а в их количестве», а пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» переиначили в «Не имей сто друзей, а имей сто рублей».
Как вы считаете, о чем говорят эти изменения: об изменении коренных доминант русского менталитета или все о той же противоречивости русского характера, о которой говорили многие?
- Прочитайте высказывание В.М.Соловьева, автора книги «Тайны русской души»: «Национальный фольклор, пожалуй, больше критичен и нелицеприятен по отношению к русским, чем хвалебен и комплиментарен». Дайте оценку этому утверждению. Свои рассуждения подкрепите примерами пословиц, поговорок, фразеологизмов, сказок, анекдотов, символов и других «лингвокультурем».
- Известно, что еще ПетрI, проводя свои реформы, говорил: «Наши люди ни во что сами не войдут, ежели приневолены не будут». И сейчас появляются высказывания о том, что формировать культуру в России, в том числе культуру речи, можно только через «административное принуждение» (см., например, статью И.А.Стернина «Можно ли культурно формировать культуру России?»). Как вы это понимаете и согласны ли вы с данной точкой зрения?
- Сочините лингвистическую миниатюру (в свободной форме) на одну из приведенных тем:
Слова-друзья и слова-враги.
Слова, которые забыли своих «родственников».
Как слово встретило своего двойника.
- Выберите одно из высказываний известных ученых и писателей и порассуждайте о его содержании.
Границы языка моей нации означают границы моего мировоззрения (В.Гумбольдт).
Язык есть имя нации (Ю.С.Степанов).
Язык – дом бытия духа (А.М.Хайдеггер).
Язык пишет портрет этноса (А.Д.Арутюнова).
Ничего более русского, чем язык, у нас нет (А.Битов).
Язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество (И.А.. Бодуэн де Куртэне).
- Для науки язык – средство представления знания,
для философии и семиотики – универсальная и самая мощная знаковая система,
для языкознания – средство познания и общения,
для культурологии язык – это способ хранения и передачи культурного наследия,
для психологии и медицины – инструмент для понимания внутреннего состояния человека,
для поэзии и художественного творчества – ткань, из которой создается произведение искусства.
А чем является язык для вас? Порассуждайте на эту тему.
- Известно, что еще В.И.Даль пытался заменить иностранные слова – «чужесловы» – русскими эквивалентами. До сих пор проблема заимствований является одной из острых проблем функционирования языка. Есть мнение, что все иностранные слова должны быть удалены с улиц и площадей российских городов. Что вы думаете об этом?
- Известно, что до распада Советского Союза русский язык господствовал на огромных территориях и был действительно мировым языком. Есть мнение, что сейчас позиции русского языка в мире поколеблены и по существу он потерял свой статус мирового языка. Что вы думаете об этом?
- Известно, что в советское время в литературный язык не допускались нелитературные компоненты общенационального языка. Есть мнение, что в настоящее время такие компоненты (городское просторечие, жаргонизмы, профессионализмы, язык неофициального Интернет-общения и др.) обогащают русский литературный язык. Что вы думаете об этом?
- Выберите один из жанров интернета и охарактеризуйте, оцените его.
- Составьте текст-описание на тему: «Самое удивительное, что я видел (-а) в своей жизни, – это…».
Составьте текст-повествование на тему: «Когда я впервые летел на самолете (был на море, ходил в поход, оказался в горах…), …».
Составьте текст-рассуждение на тему: «Солнце(вода, море, космос…) – самое удивительное, что есть в мире, потому что…».
Риторический турнир «ДЕБАТЫ»
Современная общеобразовательная средняя школа должна вернуться к практике раздельного обучения мальчиков и девочек.
Экстремальные виды спорта следует запретить.
Выдачу детям денег на карманные расходы следует считать обязанностью родителей.
Современные СМИ в России не могут обойтись без цензуры.
Государство должно выплачивать безработным денежное пособие.
Алкоголикам и наркоманам следует оказывать медицинскую помощь за счет государства.
Образование в Российской Федерации должно быть платным.
В Российской Федерации должен быть отменен мораторий на смертную казнь.
В Российской Федерации следует ограничивать въезд иностранных граждан на постоянное место жительства.
Деньги дают человеку свободу.
В свободное время старшеклассники должны зарабатывать деньги, помогая родителям.
Горькая правда вредна.
Счастлив только тот, кто живет настоящим.
Красноречие – это искусство выражать мысли других.
Смысл любви состоит в том, чтобы отказаться от себя.
Искусство надо чувствовать, а не понимать.
Без жаргона невозможно общение со сверстниками.
Культура речи не важна в рекламе.
Нарушение литературных норм в интернет-общении способствует развитию русского языка.
В России следует запретить употребление иностранных слов в названиях магазинов, учреждений, организаций.
Следует запретить усыновление российских детей сирот иностранными гражданами.
Шоу-бизнес вредит развитию культуры.
В XXI веке точные науки важнее гуманитарных.
Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете (Д.Рокфеллер).
Школьники должны ходить в школу только в специальной форме.
Объявить однокласснику бойкот – это мера воздействия на него.
В классный уголок можно вывешивать на всеобщее обозрение табель успеваемости.
Система рейтинга, применяемая в школе, помогает учащимся становиться лучше.
На родительские собрания можно приглашать детей.
Родители должны помогать школе материально.