Итоги олимпиады по географии
10 февраля – 27 марта 2010 г. на географическом факультете проводилась III олимпиада Пермского государственного университета «Юные таланты. География».
На олимпиаду было подано 790 заявок из одиннадцати субъектов РФ: Республик Коми, Татарстана и Удмуртии, Краснодарского и Пермского краёв, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, Кировской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей.
По результатам отборочного этапа, который проводился 10 февраля 2010 г., на второй очный (финальный) этап было вызвано 76 учеников. Участники представляли следующие населенные пункты: г. Гремячинск, г. Добрянка, г. Красновишерск, г. Лысьва, г. Нытва, г. Пермь, г. Соликамск, г. Чернушка, п. Ильинский, п. Комарихинский, п. Менделеево, с. Ключи, с. Пешнигорт, с. Сретенское, с. Тауш, с. Усть-Кишерть, с. Частые, г. Киров (Кировская область), пгт. Карабаш (Татарстан), с. Малые Лызи (Татарстан), с. Лашманка (Татарстан), г. Кушва (Свердловская область).
Очный этап олимпиады проводился в два тура: письменный и устный.
Письменный тур. Он включал 25 тестовых заданий и 20 вопросов по политической карте мира. Тестовые задания были представлены как открытой, так и закрытой формами. Часть тестовых вопросов сопровождалась цветными иллюстрациями, которые были призваны помочь школьникам в размышлении над заданиями. В заданиях по политической карте мира были даны контуры стран и координаты их столиц. Нужно было подписать соответствующие географические объекты. Максимально возможное количество баллов за письменный тур – 45.
На устный тур прошли пять человек (суперфиналистов), показавших лучшие результаты в предыдущем туре и набравшие от 27,6 до 39,8 баллов.
Суперфиналисты отвечали на вопросы этого тура устно. Право выбирать задание первым предоставлялось тому ученику, который показал на письменном туре максимальный среди участников результат. Последним к конкурсу приступал школьник, показавший 5-й результат в предыдущем испытании.
Все участники финала выбирали интересный для них блок заданий: «Горы»; «Полуостров»; «Озеро»; «Город» или «Страна». Первым к устному туру приступил Шилов Павел (11В класс, Гимназия № 2, г. Пермь), выбравший тему «Город». Второй участницей суперфинала стала Таранова Дарья (11 класс, СОШ № 22, г. Пермь), которая отдала предпочтение блоку заданий «Страна». Третий финалист – Русских Сергей (11 класс, СОШ № 116, г. Пермь) выбрал тему «Полуостров». Четвертым приступил к ответам на вопросы по блоку вопросов «Горы» Харитонов Даниил (10Б класс, СОШ № 9 им. А.С. Пушкина, г. Пермь). Пятому суперфиналисту – Габидуллину Владиславу (11 класс, Лицей № 4, г. Пермь) досталась тема «Озеро».
В каждом блоке было представлено по три характеристики одного и того же географического объекта. С каждой последующей характеристикой-подсказкой правильный ответ становился «прозрачнее» и очевиднее. Если суперфиналист правильно называл загаданный объект с первой характеристики, то получал за это 15, со второй – 10, с третьей – 5 бонусных баллов. Каждая характеристика сопровождалась фотографиями (рисунками, графиками) и музыкой, которые также служили своеобразными подсказками. Помимо бонусного вопроса участник суперфинала отвечал устно на дополнительные вопросы, которые так или иначе связаны с описанием-подсказкой. На размышление суперфиналисту давалось 2 минуты, по истечении которых он должен был дать устный ответ на все вопросы.
Остальные участники олимпиады отвечали на бонусные вопросы письменно на розданных карточках с соответствующим заданием и номером характеристики. Если их ответ оказывался верным, они также получали бонусные баллы. Время, отводимое на ответ по бонусному вопросу – 2 минуты, по истечении которых карточки не принимались.
Максимально возможное количество баллов за устный тур для финалистов – 105, а для не прошедших в финал участников – 75. Таким образом, максимально возможная общая сумма баллов за два тура – 150. В действительности, победитель набрал 121,8 баллов, а призеры – от 75,65 до 101,75 баллов.
По результатам устного тура произошла двойная рокировка. Двое участников суперфинала, к сожалению, не смогли войти в пятерку победителей и призеров. Два участника, отвечавших на бонусные вопросы письменно на розданных карточках, смогли показать превосходные знания и стать призерами олимпиады.
По итогам олимпиады выявлены победители и призеры, которым были вручены призы с логотипами олимпиады:
I место – Шилов Павел – ученик 11В класса, МОУ «Гимназия № 2», г. Пермь (учитель Белозерцева Лидия Васильевна)
II место – Постаногов Дмитрий – ученик 9Г класса, МОУ «Гимназия № 2», г. Пермь (учитель Белозерцева Лидия Васильевна)
III место – Харитонов Даниил – ученик 10Б класса, МОУ им. А.С. Пушкина, г. Пермь (учитель Охотникова Екатерина Геннадьевна)
III место – Повышев Денис – ученик 11 класса, МОУ «Гимназия № 17» (учитель Зубарева Галина Николаевна)
III место – Русских Сергей – ученик 11 класса, МОУ «СОШ № 116», г. Пермь (учитель Чекмарева Ирина Владимировна)
Все остальные участники олимпиады получили сертификаты участников и памятные сувениры от географического факультета.
Учителя муниципальных образовательных учебных заведений, подготовившие победителя и призеров олимпиады, получили благодарственные письма и памятные сувениры от географического факультета.
Оргкомитет выражает благодарность за помощь в организации и проведении олимпиады привлеченным в состав жюри студентам и магистрантам географического факультета: Абдуллину Ринату (I курс); Ахремчик Александре (магистрант 2-го года обучения); Гаврилову Владиславу (магистрант 1-го года обучения); Гайшуну Роману (I курс); Кетову Илье (магистрант 1-го года обучения); Копытову Сергею (III курс); Кузьменко Екатерине (III курс); Лядовой Анисье (магистрант 2-го года обучения); Назаровой Евгении (II курс); Осоргину Константину (II курс); Симонову Андрею (III курс); Смолкину Антону (магистрант 2-го года обучения); Чирковой Марии (III курс).
Оргкомитет и жюри III олимпиады Пермского государственного университета «Юные таланты Прикамья. География» поздравляют победителей и призеров и их учителей!
Мы будем рады видеть всех учащихся Прикамья и других субъектов РФ на следующих олимпиадах.