Новости

31.03.2015

Итоги очного этапа олимпиады по географии

20–21 марта 2015 г. одновременно на пяти региональных площадках: Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь), Удмуртский государственный университет (г. Ижевск); Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск); Тюменский государственный университет (г. Тюмень); Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль) ­– проходил заключительный (очный) этап VIII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по общеобразовательному предмету «География».

По мнению экспертов Российского совета олимпиад школьников и Министерства образования и науки РФ Многопредметная олимпиада «Юные таланты» по общеобразовательному предмету «География» – лучшая в стране олимпиада по географии. В экспертном заключении об Олимпиаде говорится: «Самая самобытная, по мнению экспертов, географическая олимпиада в стране, отличающаяся от классических олимпиадных форм, разработанных в ходе развития Всероссийской олимпиады по географии и воспроизводимых в той или иной мере остальными олимпиадами (МГУ, СПбГУ, МПГУ, РГПУ). Олимпиада школьников по географии «Юные таланты» приобрела международный характер и стала одним из лучших образцов школьных олимпиад <…>. Следует отметить, что по своему творческому уровню эта олимпиада выигрывает при сравнении со столичными олимпиадами I уровня<…>».

В первом (отборочном) этапе Олимпиады приняли участие 2748 человек из 68 субъектов РФ, а также из Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Украины, Южной Кореи.

На второй (очный) этап Олимпиады приглашения получили 350 учеников 8–11-х классов. К сожалению, не все участники смогли выступить в финальном этапе и до мест проведения Олимпиады добрались 175 человек. На очный этап в г. Пермь (ПГНИУ) приехали 92 школьника из Краснодарского и Пермского краёв, г. Москвы, Волгоградской и Свердловской областей; в УдГУ (г. Ижевск) – 36 школьников из Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан и Удмуртии, Нижегородской области; в ТГУ (г. Томск) – 16 школьников из Красноярского края, Иркутской, Московской, Новосибирской и Томской областей; в ТюмГУ (г. Тюмень) – 9 школьников из Свердловской, Тюменской и Челябинской областей; в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль) – 22 школьников из Архангельской, Московской, Нижегородской, Рязанской и Ярославской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, а также из другой страны – Южной Кореи.

В г. Перми с приветственными словами к участникам финального этапа от имени и по поручению председателя Совета Многопредметной олимпиады «Юные таланты», ректора ПГНИУ Игоря Юрьевича Макарихина обратился проректор ПГНИУ по учебной работе, доктор физико-математических наук Сергей Олегович Макаров. Он отметил, что участие в Многопредметной олимпиады «Юные таланты» позволит школьникам определиться с их будущей профессией и подчеркнул, что члены оргкомитета, методической комиссии и жюри сделают всё для того, чтобы пребывание гостей в ПГНИУ было максимально комфортным, а судейство честным. Проректор пожелал участникам Олимпиады интересных, увлекательных и творческих задач, и чтобы они испытали настоящее удовольствие от их решения. Сергей Олегович высказал надежду, что школьники смогут подружиться за эти два дня и пожелал им успехов.

Декан географического факультета, доктор географических наук, профессор Александр Иванович Зырянов в своём выступлении рассказал об истории географического факультета ПГНИУ и отметил, что он является одним из крупнейших и лучших географических факультетов ВУЗов нашей страны. Он подчеркнул важность и значимость географического образования. Александр Иванович пригласил участников Олимпиады поступать на географический факультет ПГНИУ, где они смогут получить высококлассное профильное образование и пожелал им уверенности в своих силах и успехов.

Заведующий кафедрой картографии и геоинформатики, директор Центра геоинформационных систем ПГНИУ, доктор географических наук, профессор Сергей Васильевич Пьянков заметил, что всегда приятно видеть «горящие» глаза участников Олимпиады, которые интересуются разными вещами и хотят быть лучшими в своей будущей специальности. Он высказал надежду на то, что все мечты участников Олимпиады реализуются и пригласил их на географический или любой другой факультет ПГНИУ. Сергей Васильевич раскрыл секрет, что Центр геоинформационных систем ПГНИУ учредил специальный приз для того участника Олимпиады, который наберёт максимальный балл за выполнение расчётных географических задач.

Заместитель декана географического факультета по внеучебной работе, старший преподаватель Дмитрий Николаевич Слащев, рассказал о том, что собой представляет географический факультет ПГНИУ в наши дни, о студенческой жизни и поделился информацией о предстоящих событиях в Alma-mater в нынешнем и грядущем юбилейных годах. Он отметил, что Многопредметная олимпиада «Юные таланты» по предмету «География» является гордостью факультета и университета. Дмитрий Николаевич высказал надежду, что участники Олимпиады и их наставники смогут побывать на анонсируемых им мероприятиях в качестве активных участников и пожелал школьникам удачи.

Заместитель декана географического факультета по НИРС, председатель Методической комиссии VIII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География», кандидат географических наук, доцент Мария Борисовна Иванова и председатель Жюри Олимпиады, доцент Николай Григорьевич Циберкин рассказали об особенностях географической олимпиады и пожелали участникам успехов в выполнении нелёгких заданий. Они предположили, что задания Олимпиады должны понравиться ребятам и их наставникам.

Во время открытия VIII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» на других региональных площадках представители ректоратов ВУЗов-партнёров ПГНИУ, члены оргкомитета и жюри произнесли приветственные слова в адрес участников, их педагогов и родителей. Например, в ТГУ (г. Томск) торжественное открытие прошло в главном корпусе университета, при участии самых «географичных» людей Томской области – декана геолого-географического факультета Геннадия Михайловича Татьянина, сопредседателя Жюри – Татьяны Владимировны Ромашовой,  заместителя председателя методического совета геолого-географического факультета ТГУ – Ольги Васильевны Бетхер, а также главного организатора томской региональной площадки Олимпиады, ответственного секретаря отборочной комиссии – Анны Ивановны Третьяк. Напутственные слова оказались очень воодушевляющими и приятными, так что традиционный гимн был исполнен с великолепным попаданием во все ноты, после чего началась Олимпиада.

По многолетней традиции на открытии Олимпиады школьники, присутствующие педагоги и родители, а также члены оргкомитета, методической комиссии, жюри и наши помощники – студенты – пели гимн географов «Глобус» на всех региональных площадках от Томска до Ярославля.

Самым напряженным и ответственным стал первый день, письменный тур: заданий много – времени мало. Старались, переживали, ели шоколадки. Письменный тур включал 30 тестовых заданий, а также 20 основных вопросов и 3 дополнительных задания по карте. Кроме того, участникам Олимпиады предлагалось решить  6  географических задач, в т.ч. 2 расчётных и 4 логических.

Тестовые задания подразделялись на четыре типа: закрытые; на установление соответствий; на определение последовательности; открытые. Помимо тестовых технологий на Олимпиаде используются контурные карты, которые давно стали неотъемлемым атрибутом обучения географии. Работа на контурных картах способствует развитию наблюдательности и внимания, активизации мышления, направленного на воспроизведение и анализ соответствующих теоретических знаний, фактического материала. В год 70-летия Победы Советской Армии в Великой Отечественной войне, методическая комиссия предложила участникам Олимпиады узнать по описаниям и нанести на карту реки, о которых в своих дневниках писали офицеры Советской Армии. Географические задачи отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужны не столько для того, чтобы проконтролировать знания учениками пройденного материала, сколько для того, чтобы проверить их умения мыслить логически, делать собственные умозаключения и прогнозы, то есть предназначенные для развития у школьников склонности к научному анализу.

Максимально возможное количество баллов за письменный тур: 50 – за тест тестовые задания; 45 – за задания по карте; 80 – за географические задачи. Общая максимальная сумма баллов за письменный тур – 175.

Пока школьники выполняли задания письменного тура Олимпиады, для их наставников были организованы: в г. Перми – встреча с заведующими кафедрами и ведущими учёными географического факультета ПГНИУ, а также методический семинар «Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии»; в г. Ижевске – встреча с заведующими кафедрами и преподавателями географического факультета УдГУ и методический семинар; в Томске – познавательная экскурсия по первому вузу Сибири и Дальнего Востока – Томскому государственному университету и встреча с деканом и заведующими кафедрами географического факультета ТГУ; в г. Тюмени – встреча с заведующими кафедрами и преподавателями Института наук о Земле ТюмГУ и методический семинар «Подготовка учащихся к олимпиадам по географии и геологии»; в г. Ярославле – встреча с преподавателями географического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и методический семинар «Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии».

По завершении первого рабочего дня для участников Олимпиады и их сопровождающих в г. Перми были организованы экскурсии в минералогический и зоологический музеи университета, Ботанический сад и Центр геоинформационных систем ПГНИУ; в г. Ижевске – пешая экскурсия по г. Ижевску; в г. Томске –  экскурсии в Минералогический музей имени И.К. Баженова и Палеонтологический музей имени В.А. Хахлова; в г. Тюмени – экскурсии в музеи Тюменского государственного университета (зоологический, этнографический, истории ТюмГУ); в г. Ярославле –  экскурсии в музеи ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (геологический музей и музей К.Д. Ушинского).

Второй день Олимпиады начался с разбора заданий письменного тура. Члены оргкомитета, методической комиссии и жюри Олимпиады рассказали участникам, их педагогам и родителям, в чём состояла суть всех заданий письменного тура, как нужно было отвечать на конкурсные задания, объяснили ребятам типичные ошибки, встречающиеся в их ответах. Затем участники Олимпиады задали членам жюри вопросы, на которые преподаватели постарались дать подробные развёрнутые ответы.

После небольшого технического перерыва, во время которого можно было написать заявление об апелляции, стартовал устный тур.

Устный тур включал пять блоков заданий. В каждом блоке – по три характеристики одного и того же географического объекта (учёного и т.п.). С каждой последующей характеристикой-подсказкой правильный ответ становится «прозрачнее» и очевиднее. Если участник Олимпиады правильно записывал на выданных карточках ответ на основной вопрос о загаданном объекте (учёном и т.п.) с первой характеристики, то получал за это 15, со второй – 10, с третьей – 5 баллов. Каждая характеристика сопровождалась иллюстрациями и музыкой, которые также служили своеобразными подсказками. Время на размышление – 2 минуты, по истечении которых участники Олимпиады должны были сдать карточки с ответами. Максимально возможное количество баллов за устный тур ­– 75.

Непосредственно к устным ответам на дополнительные вопросы допускалось пять человек, показавших лучшие результаты в письменном туре. Это была внеконкурсная программа, своего рода Шоу эрудитов, не влияющая на общий результат участников Олимпиады, но в которой выявлялся абсолютный её победитель. На основании устных ответов на дополнительные вопросы устного тура, с учётом баллов набранных за письменный тур и баллов за основные вопросы устного тура, определялся абсолютный победитель Олимпиады по каждой региональной площадке.

Каждый из пяти финалистов выбирал интересный для него блок заданий: «Архипелаг»; «Море»; «Народ России»; «Российский город»; «Учёный». Если он логично, грамотно, последовательно, полно устно отвечал на дополнительные вопросы, то мог получить ещё 30 баллов. Самым простым в устном туре оказался «морской» вопрос, а вот А.Ф. Миддендорфа и его великие дела стали известны ребятам только после окончания Олимпиады, его отгадать сумели только несколько школьников на региональной площадке ПГНИУ (г. Пермь).

Всего за задания письменного и устного туров Олимпиады участники могли заработать 250 баллов. Баллы лучших (по результатам письменного тура) пяти школьников на каждой региональной площадке, полученные за устные ответы на дополнительные вопросы, не влияли на общую сумму баллов и итоги соревнований. Победителями Олимпиады могли стать участники, набравшие ≥75%, дипломантами II степени –  65–75%, дипломантами III степени – 50–65% от максимальной возможной суммы баллов.

Лучший результат на региональной площадке ПГНИУ (г. Пермь) в устном туре, как и в первый день соревнований, показал ученик 11 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 102 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми Пермского края Рогожин Владимир (229,25 баллов; 254,35 – с учётом устных ответов). Он и стал абсолютным победителем Олимпиады. Лучший балл за решение расчётных географических задач показал ученик 11 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением экономики, английского языка, математики, информатики "Экономическая школа"» г. Перми Пермского края Тараторкин Егор (39 из 40 возможных баллов – за расчётные географические задачи; общая сумма баллов – 228,60, а с учётом устных ответов – 251,40). Ему был вручён специальный приз от Центра геоинформационных систем ПГНИУ.

Лучший результат на региональной площадке УдГУ (г. Ижевск) показал ученик 11 класса МОБУ «Лицей № 40» г. Нижний Новгород Нижегородской области Шагалов Роман (134,65 баллов; 139,65 – с учётом устных ответов). Однако лучшие ответы на дополнительные вопросы в устном туре дала Усманова Элина, ученица 11 класса МОАУ «"Лицей №1" городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» (127,95 баллов; 148,62 – с учётом устных ответов). По результатам Шоу эрудитов она и стала абсолютным победителем на региональной площадке  УдГУ (г. Ижевск).

Лучший результат на региональной площадке ТГУ (г. Томск) показала Цой Александр, ученик 11 класса МАОУ города Новосибирска «Гимназия № 12» Новосибирской области (130,3 баллов; 149,3 – с учётом устных ответов). Он и стал здесь абсолютным победителем.

Лучший результат на региональной площадке ТюмГУ (г. Тюмень) показал Воробьев Никита, ученик 11 класса ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» (Гимназия) г. Тюмени Тюменской области (159,35 баллов; 174,35 – с учётом устных ответов). Он и стал здесь абсолютным победителем.

Лучший результат на региональной площадке ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль) показал Чеховских Антон, ученик 11 класса ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского и французского языков гимназия №1358» г. Москвы (141,25 баллов; 153,85 – с учётом устных ответов). Однако лучшие ответы на дополнительные вопросы в устном туре дал Гресь Роберт, ученик 11 класса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» (Гимназия) г. Санкт-Петербург (133,05 баллов; 154,65 – с учётом устных ответов). По результатам Шоу эрудитов он и стал абсолютным победителем на региональной площадке ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль).

Кроме того, в этот же день по завершению устного тура Олимпиады продолжилась культурная программа. Она включала в себя: в г. Перми двухчасовую автобусную экскурсию по г. Перми, посвящённую военной тематике, а для остальных ребят, педагогов и родителей был организован просмотр полнометражного анимационного фильма по мотивам серии книг У. Джойса «Хранители снов»; в г. Ижевске – экскурсия по УдГУ; в г. Томске – экскурсия в Сибирский ботанический сад ТГУ, а также просмотр фильма и презентации о географическом факультете ТГУ; в г. Тюмени – для иногородних участников и их сопровождающих – экскурсия по г. Тюмени, а для остальных –  просмотр фильма о ТюмГУ; в г. Ярославле – экскурсия в Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Во второй день Олимпиады по поступившим заявлениям об апелляции работали конфликтные комиссии. Всего было подано 5 заявлений об апелляции, 3 из которых удовлетворены.

На закрытии Олимпиады на всех региональных площадках были подведены итоги и объявлены победители и призёры. 25 марта 2015 г. на итоговом заседании Жюри был утверждён полный список победителей и призёров VIII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География». Итоговый протокол заседания жюри прилагается.

Одиннадцатиклассники – победители и призёры Олимпиады – смогут поступить в ПГНИУ, УдГУ, ТГУ, ТюмГУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского или другой ВУЗ России, где в качестве вступительного экзамена сдаётся «География», на льготных основаниях. В частности, абитуриент может быть зачислен без вступительных испытаний на направления подготовки специальности, соответствующие профилю олимпиады. Либо может быть приравнен к набравшим максимальное количество баллов на ЕГЭ по профильному предмету.  

Всем учителям географии, наставникам олимпийцев, нашедшим время и возможность присутствовать на очном этапе Олимпиады в качестве сопровождающих, были вручены сертификаты о подготовке участников Олимпиады и подарены мультимедийные диски с методическими материалами VIII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География». Педагоги, принимавшие участие в работе методического семинара «Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии» на региональной площадке ПГНИУ (г. Пермь) получили сертификаты о повышении квалификации. На всех региональных площадках педагогам, подготовившим победителей и призёров Олимпиады, были вручены благодарности.

Имена лучших учителей географии, благодаря каждодневному, усердному труду и усилиям которых их ученики смогли достичь высоких результатов и стать победителями и призёрами Олимпиады, можно найти в приложении к итоговому протоколу заседания жюри.

Более подробные сведения о VIII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» можно получить из итоговой таблицы и фотоотчёта.

После награждения победителей и призёров, а также их наставников, вручения сертификатов всем участникам очного этапа Олимпиады и учителям географии, подготовившим своих воспитанников к данному мероприятию, VIII Многопредметная олимпиада «Юные таланты» по предмету «География» закрылась гимном географов «Глобус» в исполнении всех присутствующих.

К работе Оргкомитета на региональной площадке  ПГНИУ были привлечены студенты географического факультета: Букин Егор (III курс); Буткова Анна (II курс); Верещагина Елизавета (III курс); Зарипов Артём (I курс); Киросова Ольга (III курс); Климова Анастасия (IV курс); Коновалова Марина (II курс); Кривкин Александр (III курс); Кульдюров Дмитрий (IV курс); Любимова Юлия (IV курс); Мариняк Мария (I курс); Нагорнюк Олег (IV курс); Настрога Александр (III курс); Плотников Кирилл (III курс); Тарасов Андрей (IV курс); Тимохова Ксения (I курс); Фотеева Полина (III курс).

Оргкомитет VIII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» поздравляет победителей и призёров, а также их учителей. Оргкомитет выражает благодарность членам Жюри, работавшим на всех региональных площадках, директору Центра геоинформационных систем ПГНИУ Сергею Васильевичу Пьянкову за спонсорскую помощь в проведении Олимпиады, а также студентам географических факультетов ПГНИУ, УдГУ, ТГУ, ТюмГУ и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского  за помощь в организации и проведении Олимпиады.

Желаем всем участникам Олимпиады удачи, одиннадцатиклассникам – хорошо сдать ЕГЭ, набрать достойные баллы и поступить в ВУЗ, о котором мечтали. Надеемся, что у участников Олимпиады, их педагогов и родителей остались приятные впечатления от данного мероприятия и о городах, в которых они побывали.

До встречи в новом учебном году!

 

Оргкомитет VIII Многопредметной олимпиады

«Юные таланты» по предмету «География»

Назад