Виды заданий, встречающиеся на Олимпиаде

Многопредметная олимпиада «Юные таланты» по предмету «География» состоит из двух этапов.

Первый (отборочный) этап проводится в образовательных учреждениях, в которых обучаются участники Олимпиады. Задания отборочного этапа выполняются в режиме on-line. Доступ к ним осуществляется по индивидуальным настройкам. Во время выполнения заданий пользоваться любыми справочными материалами, включая школьные атласы, энциклопедии, словари, не разрешается. Категорически запрещается использовать мобильные телефоны (в т.ч. в качестве микрокалькулятора).

На отборочном этапе Олимпиады участники выполняют тестовые задания закрытого и открытого типов.

Тестовые задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответов на поставленный вопрос.

Один из видов закрытых тестовых заданий – задания множественного выбора, которые предполагают наличие вариативности в выборе. Из ряда предлагаемых вариантов ответов участнику Олимпиады необходимо выбрать один или несколько ответов, являющихся правильными (или неправильными) элементами списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответов на заданный вопрос.

Другим видом закрытых тестовых заданий являются задания на восстановление соответствия, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух (и более) списков.

Еще одним видом закрытых тестовых заданий являются задания на восстановление последовательности, когда одним из рядов является время или расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

К тестовым заданиям открытого типа относятся задания двух видов.

Первый вид открытых тестовых заданий – задания-дополнения (другое название: задания с ограничением на ответ). Выполняя их, участники должны самостоятельно давать ответы на вопросы, но их возможности ограничены. Ответ выглядит в виде слова (значка, символа и т. д.) на месте пробела или многоточия.

Второй вид открытых тестовых заданий – задания свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы участников по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Чаще всего это задания вида: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ, дополните определение, то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение.

Особенность олимпиадных тестовых заданий – занимательный характер тестовых вопросов. Тестовые задания Олимпиады включают в себя понятия, географические факты, теории, причинно-следственные связи и закономерности.

Второй (очный) этап проводится в два тура: I) письменный; II) устный.

Письменный тур состоит из трёх частей: 1) тестовые задания; 2) задания по карте; 3) расчётные и логические географические задачи.

Структура тестовых заданий на письменном туре очного этапа такая же, как и на отборочном этапе. Поскольку в каждом  последующем этапе принимают участие более эрудированные и талантливые школьники, то набор вопросов и заданий от этапа к этапу постепенно увеличивается, а их характер – усложняется.

Важной составляющей письменного тура очного этапа Олимпиады являются задания по карте. Знания географической карты включают несколько компонентов: знание географической номенклатуры; наличие соответствующих картографических представлений (расположение изучаемых объектов и явлений); способы изображения основного содержания; знание основ построения географической карты.

На Олимпиаде чаще всего используются бланковые или контурные карты. Работа на них способствует развитию наблюдательности и внимания, активизации мышления, направленного на воспроизведение и анализ соответствующих теоретических знаний, фактического материала. Во время выполнения заданий на контурной карте участники Олимпиады не просто воспринимают и запоминают определенную информацию, но и во многих случаях учатся самостоятельному и творческому ее применению; градусная сетка и очертания объектов на контурных картах способствует формированию пространственных представлений о размещение объектов, их взаимосвязи.

Участникам Олимпиады предлагаются разные варианты заданий на контурной карте, отличающихся от обычных заданий школьной программы по географии, прежде всего,  занимательным характером, а также более сложным содержанием.

Наиболее сложная часть письменного тура очного этапа Олимпиады – решение географических задач. Олимпиадные задачи, как правило, отличаются не только повышенным уровнем сложности, но и принципиально иной целевой постановкой. Они нужны не столько для того, чтобы проконтролировать знание учениками пройденного материала, сколько проверить их умения мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы, т.е. предназначены для развития у школьников склонности к научному анализу. Не случайно, географические задачи широко представлены на Всероссийской олимпиаде школьников по географии.

Существует несколько классификаций задач, принципов их построения, подходов к решению. Некоторые из них были предложены географами. В частности, в ходе становления и развития Всероссийской олимпиады школьников по географии сформировалось мнение о том, каковы должны быть олимпиадные задачи. Например, Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Холина В.Н., Щеголев А.В. отмечают, что состояние современной географической науки предполагает существование двух равноправных разновидностей задач. Это задачи описательные и задачи системные[1].

[1] Наумов А.С., Даньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Холина В.Н., Щеголев А.В. Задачи по географии. Пособие для учителей. Москва: «МИРОС», 1993. 192 с. 

Первые в большей степени отвечают сложившейся географической традиции. Они направлены на распознавание образа территории по ее свойствам и построены на литературных, картографических и прочих материалах; сюда же относятся задачи на классификацию и районирование.

Вторая разновидность задач объединяет сложные расчетные задачи междисциплинарного характера; задачи на «инженерное решение», предполагающие моделирование конкретной демографической, экономической ситуации; задачи на качественно более сложное моделирование (прогнозирование)  эволюции природы и общества, часто в макрорегиональном и даже в планетарном масштабе.

Предлагаемые на олимпиадах задачи относятся к различным разделам школьного курса физической географии, социально-экономической географии, географии населения, картографии.

Логические географические задачи отличаются от других необходимостью аргументации своего ответа. На многие вопросы таких заданий не может быть однозначных ответов и даже правильных может быть не один.

Логические географические задачи отличаются большим разнообразием. Их можно разделить на пять групп.

Первая группа заданий – это логические задачи, предполагающие объяснение причин того или иного явления или процесса с выделением главных и второстепенных особенностей.

Вторая группа – логические задачи на составление комплексной или сравнительной географической характеристики территории (территорий) разного иерархического уровня.

Третья группа – логические задачи, основанные на умении  формулировать свою точку зрения на какую- либо проблему и аргументировать ее.

Четвертая группа – логические задачи на представление стратегии развития территории. Эти задания охватывают не только темы физической и социально-экономической географии, но и вопросы экологии, экономики, политики и т.п.

Пятая группа  – логические задачи, требующие восстановить по заданным, статистическим, описательным характеристикам «портрет» территории.

Все расчетные географические задачи можно разделить на  несколько групп.

Расчетные задачи по топографической карте. Например, по фрагменту топографической карты измерить расстояние между двумя точками; определить азимут направления; вычислить площадь фруктового сада; определить взаимное превышение точек. К этой же группе задач относятся задачи на определение расстояний и географических координат на географических картах.

Расчетные задачи, включающие определение  физико-географических показателей природных объектов, явлений и процессов.

Расчетные задачи на определение экономико-географических показателей. Эти задачи направлены на расчет таких показателей, как удельный вес источников энергии в приходной части топливно-энергетического баланса, потребности сырья, водообеспеченность территорий суммарным стоком.

Расчетные задачи, требующие расчета основных демографических показателей, таких как общих коэффициентов естественного прироста, типа воспроизводства по половозрастной пирамиде.

Географические задачи нужны для выявления наиболее одаренных, умеющих неординарно мыслить и знающих фактический материал учащихся, и, конечно же, для развития их познавательного интереса к географии и ее применению в практической деятельности человека.

Устный тур очного этапа Олимпиады включает пять блоков заданий. В каждом блоке – трехступенчатые задания. В них находятся по три характеристики одного и того же географического объекта (учёного и т.п.). С каждой последующей характеристикой-подсказкой правильный ответ становится «прозрачнее» и очевиднее. Каждая характеристика сопровождается иллюстрациями (рисунками, фотографиями, графиками) и музыкой, которые также служат своеобразными подсказками.

На устном туре очного этапа все участники Олимпиады отвечают на основные вопросы на розданных карточках с соответствующим номером задания.  Если их ответ окажется верным, то они получают за это соответствующие баллы. Непосредственно к устным ответам на дополнительные вопросы допускаются пять человек, показавших лучшие результаты в письменном туре. Это внеконкурсная программа, своего рода шоу эрудитов, в которой выявляется абсолютный победитель олимпиады. Право выбирать задание первым предоставляется тому ученику, который показал в письменном туре максимальный среди участников результат. Последним к конкурсу приступает школьник, показавший пятый результат в предыдущем испытании. Дополнительные вопросы, так или иначе, связаны с описанием-подсказкой.

Характер заданий Олимпиады существенно отличается от обычных учебных вопросов. Участники Олимпиады должны не только показать хорошие географические знания, но и продемонстрировать их глубину, географический кругозор, географическое мышление.

Всем участникам отборочного этапа высылаются сертификаты участников оборочного этапа с указанием количества набранного ими баллов. Участники, показавшие лучшие результаты, приглашаются на очный этап. Кроме того, всем учителям высылаются свидетельства о подготовке участников Олимпиады

Во время Олимпиады члены методической комиссии проводят семинары для учителей, разбирают олимпиадные задания. Также проходят встречи учителей и школьников с профессорско-преподавательским составом географического факультета, организуются экскурсии в музеи Пермского государственного национального исследовательского университета и по г. Перми. На региональных площадках программа очного этапа также подразумевает экскурсии по городам (Ижевск, Томск, Тюмень, Ярославль), а также университетам, которые «принимают» Олимпиаду (УдГУ, ТГУ, ТюмГУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского).

Всем участникам Олимпиады выдаются сертификаты и сувениры, а победителям и призерам – дипломы и ценные подарки. Всем учителям выдаются сертификаты участников семинара и CD-диски с полным комплектом заданий и критериями их ответов, а учителям, подготовившим победителей и призеров, вручаются благодарственные письма.

Методические советы по подготовке школьников к олимпиаде

Географическая олимпиада – это одна из форм организации внеурочной работы с учащимися. Олимпиады позволяют выявить ряд личностных и профессиональных качеств участников, их заинтересованность предметом, степень знакомства с современными политическими и экономическими проблемами различных стран и регионов, способность к самостоятельному анализу и логическому мышлению.

Задания всех этапов олимпиады всегда многогранны, глубоки, требуют широкого географического кругозора и отличного знания школьной программы.

Подготовка к олимпиаде проходит в течение всего учебного года. Она включает в себя организацию систематических постоянных форм внеурочной работы (географических кружков, факультативов) и эпизодических разовых (недели географии, географических вечеров и т.д.). Систематическое использование разных форм внеурочной работы способствует расширению географических знаний школьников, развитию их интеллектуальных способностей. Так же составляющей подготовки школьника к олимпиаде является индивидуальная, дифференцированная работа учителя географии с учащимися, увлеченными предметом.

Как лучше всего организовать подготовительную работу?

Во-первых, для подготовки к олимпиаде необходимо повторить учебный материал начального курса географии, географии материков, океанов и отдельных стран, физической и социально-экономической географии России, а также материал по экономической и социальной географии мира.

Во-вторых, необходимо познакомить школьников с примерной структурой олимпиадных заданий прошлых лет.

Для подготовки к успешному выполнению тестовых заданий олимпиады требуются хорошие знания определений основных понятий, историко-географических фактов, географической номенклатуры. Определенная часть тестовых   и основных заданий поверяют усвоение  причинно-следственных связей, а также умения определять количественные и качественные характеристики различных географических явлений и процессов.

В олимпиадных заданиях часто встречаются следующие причинно-следственные связи:

-     влияние космоса на Землю и жизнь людей;

-     влияние внутренних, внешних и техногенных процессов на поверхность Земли;

-     зависимость между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых;

-     особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности  людей в разных природных зонах в горах и на равнинах;

-     воздействие хозяйственной деятельности людей на природу Земли  в целом и ее отдельные компоненты;

-     зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом;

-     связь отраслевой структуры хозяйства с природным и человеческим потенциалом страны, региона;

-     наличие природных ресурсов и их использование в хозяйственной деятельности человека;

-     взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем;

-     взаимодействие географических явлений и процессов в географической оболочке, географических процессах, природных зонах, ландшафтах;

-     связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами, хозяйством отдельных регионов и стран;

-     связь между окружающей средой и культурой разных народов.

Для определения количественных и качественных характеристик различных географических явлений и процессов участникам Олимпиады необходимо уметь свободно пользоваться планом местности, географической картой, а также статистическими материалами.

Статистические материалы в олимпиадных заданиях чаще всего представлены в форме таблицы, реже – в форме диаграммы, графика. В работе со статистическими таблицами необходимо знать следующее:

-     абсолютные величины;

-     относительные величины;

-     коэффициенты.

  Кроме этого от участников Олимпиады требуется умение делать выводы по содержанию таблицы.

 Школьникам для выполнения географических задач необходимо уметь высказывать свою точку зрения на какую-либо проблему, уметь составлять комплексную географическую характеристику территории.

Одним из видов олимпиадных заданий является решение расчетных задач, которые в основном соответствуют программам по географии отдельных классов, их решение часто предполагает не узко предметный, а широкий комплексный подход. Подготовительная работа заключается в определении алгоритмов решения разных групп задач.

Для того чтобы успешно решать олимпиадные задания, школьникам необходимо свободно пользоваться географической картой, уметь читать различные виды карт, быстро и точно определять географические координаты, направления и расстояния на карте. Для формирования этих навыков у школьников учителю географии необходимо создавать такие учебные ситуации на уроках и внеурочных занятиях, которые способствуют запоминанию условных знаков карты, развитию пространственных представлений учащихся, постоянному чтению карт.  

В-третьих, при подготовке к олимпиадам необходимо отслеживать даты географического календаря и знакомить школьников с его основными событиями, соответствующими году олимпиады.

 В-четвертых, необходимо обратить внимание на связь олимпиадных заданий с ключевыми проблемами, решаемыми страной, отдельным регионом в условиях современности. Поэтому  в процессе обучения географии следует использовать телекоммуникационные и информационные технологии, позволяющие быстро получать информацию о событиях.

В-пятых, использование современных образовательных технологий проблемного,  дифференцированного, модульного обучения  способствует развитию личности школьников, а значит и успешности их на разных этапах олимпиады.

Таким образом,  необходимо организовывать подготовительную работу по подготовке школьников к олимпиаде.