Мероприятия для одарённых школьников

Пермские географы обладают богатым опытом организации и проведении школьных интеллектуальных мероприятий разного уровня. Среди них Всероссийская олимпиада школьников по географии; Всероссийский молодёжный географический чемпионат; Пермский краевой интеллектуальный марафон школьников по комплексу учебных предметов; Интеллектуальная игра «Енот» по предметам естественнонаучного цикла; Интеллектуальный конкурс «Юный географ»; Интеллектуальный конкурс «Юный картограф»; Региональный интернет-конкурс «Наше наследство»; Всеуральская научно-практическая конференция школьников «Географические исследования и открытия», дистанционный конкурс научно-исследовательских работ школьников «Кто бывал в экспедициях…» и другие. Одни мероприятия проводятся исключительно силами преподавателей географического факультета ПГНИУ, другие – совместно с некоторыми организациями Пермского края.

По заказу Министерства образования Пермского края при географическом факультете ПГНИУ была организована работа заочной школы по профильному предмету «География».

Как и другие заочные школы, она ведёт работу с учащимися средней и старшей ступени общеобразовательных учреждений Пермского края, проявляющими интересы и способности к успешному изучению географии. Открытие школы позволило систематизировать работу с ребятами, проявляющими интерес к географической науке, желающими расширять свой географический кругозор, стремящимися к высоким результатам в географических состязаниях. Кроме того, проект дал возможность вести такую работу со школьниками не только в очной форме, но и используя дистанционные и интернет-технологии.

В Пермском государственном национальном исследовательском университете работа с одарёнными школьниками имеет давнюю историю. Первые мероприятия, нацеленные на вовлечение учеников в мир географии, проводились ещё в 1940-е гг. С тех пор количество мероприятий и принимающих в них участие школьников многократно возросло.

В своей работе с детьми и подростками мы постоянно задаём себе вопросы: «Кто такой одарённый школьник? Как сделать так, чтобы география стала, если не его профессией, то, по крайней мере, увлечением на всю жизнь?».

1

Ориентируясь на понятие «одарённость», мы полагаем, что одарённый ученик – это нестандартно мыслящий школьник, который, опираясь на полученные знания и приобретённые умения способен предлагать множество вариантов решения задачи и находить среди них наиболее рациональный подход.

При выделении таких учеников, мы предполагаем, что они не только наделены широким географическим кругозором, знают предмет «за рамками школьной программы», устанавливают причинно-следственные связи, но и чётко, последовательно выполняют исследовательский алгоритм, и, несмотря на некоторые неудачи, возникающие в процессе познания, идут к своей цели.

2

На современном этапе развития географическая наука имеет сложную структуру. Кроме того, она стремится к интеграции с другими научными областями, относящимися к разным направлениям. Это наводит на размышления о том, может ли одарённый школьник проявлять одинаковые способности в изучении географии, при этом всегда демонстрируя высокие результаты. Если да, то, вероятно, перед нами не просто одарённый, а талантливый ученик, энциклопедист. Если нет, то мы должны, в любом случае, дать ему возможность проявить себя. В этой связи в работе с одарёнными школьниками выделяется, по крайней мере, три формы: интеллектуальные и научно-исследовательские конкурсы, а также проектная деятельность. В организации и проведении мероприятий для одарённых школьников мы ориентируемся именно на них.

На географическом факультете ПГНИУ проводится восемь интеллектуальных конкурсов для школьников. Часть из них ориентированы на учащихся Пермского края (например, «Наше наследие»), а часть – на школьников России и стран СНГ (например, «Молодёжный географический чемпионат»). Одни конкурсы охватывают разные стороны географической науки (например, «Олимпиада школьников по географии»), другие – узкоотраслевые (например, «Картограф»). Некоторые мероприятия имеют простую структуру заданий (например, «Юный географ»), а некоторые сложно организованы (например, «Юные таланты»).

3

Существуют разные задания для интеллектуальных конкурсов. Как правило, на сложно организованных мероприятиях представлены все возможные их виды. Олимпиадные задания отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужны для того, чтобы выявить умение учеников мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы, т.е. предназначены для развития у ребят склонности к научному анализу.

4

Это в полной мере относится к организации Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География». Не смотря на небольшой период её существования, она второй год подряд входит в Перечень олимпиад школьников. При организации данной олимпиады мы использовали свой многолетний опыт и постарались вынести на это мероприятие самые лучшие методические наработки. С заданиями, которые выполняют школьники на двух этапах Олимпиады, можно ознакомиться не только на сайте «Юные таланты», но и в центральной методической литературе: например, в журнале «География в школе».

Мы надеемся, что участвуя в Олимпиаде «Юные таланты», школьники начинают воспринимать географию не только как школьный предмет, но и как серьёзную и увлекательную науку.

В организации и проведении шести различных научно-исследовательских конкурсов, мы ориентируемся на школьников, которые глубоко «погружаются» в одно научное направление. Среди таких конкурсов есть те, которые ориентируются на изучение своей Малой Родины (например, «Всем краеведам краевед»), и те, которые привлекают своей многосторонней тематикой ребят из разных регионов России (например, «Географические исследования и открытия»).

5

Организация научно-исследовательских конкурсов имеет разную целевую направленность, но в тоже время они развивают творческие способности учащихся. По сути, конференция является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, с высокой мотивирующей силой, способствующей познавательной активности школьников.

6

В отличие от двух предыдущих форм работы с одарёнными школьниками проектная деятельность связана с умениями взаимодействовать в едином творческом коллективе, каждый член которого выполняет свои задачи и обсуждает полученные результаты со своими товарищами, по необходимости корректируя их. Это относительно новое направление для ПГНИУ, когда к нему привлекаются не только учёные, аспиранты, магистранты и студенты старших курсов, и, но и заинтересованные школьники со своими педагогами. Одним из таких совместных проектов явился проект «Профессиональные предпочтения старшеклассников».

В процессе организации и проведения различных мероприятий для одарённых школьников мы выявили, что в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах принимают участие одни дети и подростки, а в конференциях и совместных исследовательских проектах – другие. Это свидетельствует о том, что для успешного участия в олимпиадах одних только знаний и умений, даже всесторонних, недостаточно. По всей видимости, олимпиадник – это человек особого психо-эмоционального склада, своего рода, спортсмен, который всегда стремится быть первым.

Результаты нашей деятельности можно раскрыть через три позиции.

7

Во-первых, участие в таких мероприятиях для школьника является не событием «для галочки», а праздником Географии, поводом показать свои знания и умения на практике, уйти от излишней «академичности» науки, от решения частных вопросов, вспомнить, что география – увлекательная и познавательная наука «обо всем». Они позволяют раскрыть школьнику ряд личных и профессиональных качеств, познакомиться с современными тенденциями в развитии науки, проявить способность к самостоятельному анализу и логическому мышлению.

Во-вторых, участие учеников в различных конкурсных мероприятиях даёт возможность педагогам уверенно проходить переаттестацию, а призовые и первые места воспитанников дают основание для повышения их учительской категории. Кроме того, мы постоянно организуем очную и дистанционную методическую помощь учителям.

В-третьих, данные мероприятия способствуют популяризации географического факультета ПГНИУ. На факультете царит почти «семейная» обстановка благодаря тому, что более 80% студентов принимали участие в мероприятиях для одарённых школьников. Ребята, поступившие в этом учебном году в ПГНИУ по льготе победителя или призёра олимпиады «Юные таланты», получают губернаторскую стипендию, а большинство из них первую сессию сдали на «отлично». 

Данные мероприятия проводятся с привлечением учёных пермских ВУЗов, в т.ч. географов. Они участвуют в составлении заданий, работе жюри, обеспечивают методическую базу.

Кроме того, ведётся подготовительная работа по подготовке, тренингу школьников к интеллектуальным мероприятиям. Она проходит в трёх направлениях.

1. Проект «Одарённые дети». По заказу Министерства образования Пермского края была организована работа заочной школы по предмету «география», ведущей работу с учащимися, проявляющими интерес к  её изучению. Это позволило систематизировать нашу работу, а также использовать дистанционные и интернет-технологии. Таким образом, обо всех мероприятиях, которые проводятся на географическом факультете ПГНИУ, школьники и педагоги узнают на сайте «Гений ПГУ». Проект направлен на выявление и поддержку одарённых детей г. Перми и Пермского края, развитие их интересов и способностей, содействие их самоопределению, подготовку к участию в олимпиадах и научно-исследовательских конференциях различного уровня. В рамках проекта ребятам предстоит поучаствовать в различных типах мероприятий: Олимпиады; Интеллектуальные конкурсы; Научно-практические конференции; Подготовка к олимпиадам; Лекции учёных; Выполнение научно-исследовательских работ; Проектная деятельность и другие мероприятия. Надеемся, что это будет способствовать укреплению взаимосвязей «школа – ВУЗ».

Проведение обучения одарённых детей по программам углублённой подготовки в 2018/2019 учебном году

1

Проведение обучения, направленного на подготовку обучаемых к участию в олимпиадах

Обучение по программе «Подготовка школьников к олимпиадам по географии» было проведено в сентябре 2018 г. – апреле 2019 г. Программой обучения охвачено 34 школьника.

Проведена оценка результатов обучения каждого учащегося. Результаты оценки представлены учащемуся и педагогу, преподающему профильный предмет в общеобразовательном учреждении.

2

Проведение обучения, направленного на выполнение исследовательской работы обучаемыми

Обучение по программе «Подготовка школьников к исследовательской деятельности» было проведено в дистанционной форме в сентябре 2018 г. – апреле 2019 г.  Программой обучения охвачено 60 школьников.

Проведена оценка результатов обучения каждого учащегося. Результаты оценки представлены учащемуся и педагогу, преподающему профильный предмет в общеобразовательном учреждении.

3

Проведение обучения, направленного на вовлечение обучаемых в социально-профессиональную среду

Обучение по программе «Обучение, направленное на вовлечение обучаемых в социально-профессиональную среду» было проведено в сентябре 2018 г. – апреле 2019 г.  Мероприятиями по данному направлению было охвачено 93 человек.

Проведена оценка результатов обучения каждого учащегося. Результаты оценки представлены учащемуся и педагогу, преподающему профильный предмет в общеобразовательном учреждении.

4

Организация лекций учёных

В сентябре ­– декабре 2018 г. было проведено 20 лекций учёных общим объёмом 40 часов. Курс лекций прослушали 29 человек.

2. Зимний (8 рабочих дней) и летний (16 рабочих дней) Всероссийские профильные лагеря «Дерзание». Учебная программа лагеря включает занятия по выбранному курсу (география): 3 пары в день (зимний лагерь) и 2 пары в день (летний лагерь).  Программы всех курсов – авторские, разработанные специально для лагеря. В рамках каждого курса рассматриваются вопросы, раскрываются экспериментальные методы, предлагаются практические инструменты, не входящие в школьную программу. Преподавателями курсов являются их авторы: ведущие преподаватели и аспиранты ПГНИУ (в том числе – авторы заданий «Молодёжных предметных чемпионатов»). По окончании смены каждый школьник получает зачётную книжку с оценками по предметам, изученным в лагере (которую можно приложить к портфолио учащегося).

Ежедневно проводятся спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия по авторской программе, отработанной с 1999 года.

С каждым отрядом работают двое воспитателей. Воспитателями в лагере работают студенты и молодые выпускники пермских вузов – они быстро находят общий язык со школьниками. Допускаются к этой работе лишь самые талантливые и профессиональные и только после специальной подготовки в течение всего года.

Естественно, что в подготовительной работе проводятся лекции, семинары и круглые столы для учителей образовательных учреждений Пермского края.

3. Школа юных географов. Целью Школы юных географов (ШЮГ) является формирование знаний и системы специализированной подготовки учащихся по различным направлениям географической науки, создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, формирование готовности к продолжению образования в соответствии с индивидуальными интересами, способностями, а также потребностями современного рынка труда.

Задачи ШЮГ:

1. Образовательные задачи:

1.1. Повышение интереса к географии как учебному предмету.

1.2. Формирование у юных географов основ научного мировоззрения, современного комплексного географического мышления.

1.3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы по географии, повышения уровня географических знаний.

1.4. Выявление познавательной активности, творческих способностей, исследовательских умений и навыков в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности.

1.5. Развитие у учащихся организационных умений, необходимых в познавательной деятельности (планирование работы, самостоятельное ее выполнение, самоконтроль).

2. Организационно-методические задачи:

2.1. Учебная и научно-методическая помощь учащимся и их руководителям в организации и выполнении научно-исследовательских работ по географической тематике.

2.2. Разработка и реализация образовательных программ и проектов на базе географического факультета ПГНИУ.

2.3. Подготовка учащихся к олимпиадам и другим интеллектуальным играм и конкурсам по географии, а также к научным семинарам и конференциям.

2.4. Работа с учащимися школ городского университетского округа ПГНИУ.

3. Воспитательные задачи:

3.1. Профессиональное самоопределение учащихся.

3.2. Формирование представлений об образовательной, интеллектуальной, культурной и социальной миссии географического факультета ПГНИУ, месте географии и географов в современной жизни.

3.3. Формирование опыта эмоционально-чувственного отношения к миру как важного элемента содержания географического образования.

3.4. Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к природе родного края.

Основной задачей ШЮГ является углублённое изучение географии, выявление исследовательских возможностей школьников и обучение их бережному отношению к природе и любви к родному краю.

Ребята получают знания по многим разделам географии, не входящим в программу общеобразовательной школы. Лекционные курсы направлены на то, чтобы познакомить школьников с географией как комплексом наук, объектом их изучения, основной терминологией, современными проблемами и прикладными задачами.

Программа обучения координируется с программой обучения студентов географического факультета. Для наилучшего усвоения материала учащиеся выезжают на практические занятия, где знакомятся с основными методиками полевых исследований.

Занятия, направленные на углубление знаний по предмету проходят каждую неделю по заранее спланированной программе; тематика же субботних обсуждений зависит целиком и полностью от произошедших за текущую неделю событий и, следовательно, определяется только на неделе.