2015 год.

Мастер-класс от отряда "Юные журналисты" школы № 64 г. Перми 

Буклет "Соединяя нить времен. Школа 64"

Мастер-класс от Евгении Караксиной, корреспондента телевизионной службы новостей телекомпании «Рифей-Пермь»

 Евгения Караксина закончила заочное отделение филологического факультета ПГНИУ по специальности «Журналистика» в 2014 году и продолжила  обучение в магистратуре по программе «Досуговая журналистика».

 Когда пробуешь себя в новой роли, всегда есть ощущение «неуютности», ощущение того, что ты не в своей тарелке

Выступление перед большой аудиторией требует определенных – преподавательских – навыков. Это я поняла сразу, как только вошла и увидела полную аудиторию школьников. В их глазах было искреннее любопытство. Кажется, от меня ждали чего-то особенного. Смогу ли я сходу заполучить их внимание, заинтересовать и заставить слушать? Мне повезло: с ребятами и их преподавателями было легко, свободно и непринужденно. 

 Вопросы были разнообразные

Например, какими качествами должен обладать тележурналист. Я ответила, что помимо любопытства, эрудиции, аналитического и критического мышлений, коммуникабельности, стрессоустойчивости корреспондент телевизионной службы новостей обязан быть мобильным. Новости случаются ежедневно, часто бывают совершенно неожиданными и очень разными. Быть готовым «переключиться», перестроиться на другую волну необходимо уметь начинающему автору в сфере ТВ.

 Дальше – перешли к делу

Для создания телевизионного продукта необходимы знания об особенностях этого процесса, даже таких, как профессиональный сленг. Я познакомила ребят с некоторыми телетерминами. Пояснила, что такое «закадровик», «синхрон», рассказала, каким должен быть хронометраж сюжета и показала пару своих репортажей социальной тематики.

 Кульминация

После этого началась интерактивная часть. Аудитория была поделена на 5 команд, каждая должна была озвучить сюжет, используя ключевые слова (титры) и свою фантазию. 
На экране без звука был продемонстрирован сюжет о создании интеллектуального тонометра и разработке мобильной игры-приложения «I wish» пермскими разработчиками. На подготовку сюжета командам отводилось всего 10 минут.

 Результат

То, что придумали команды участников олимпиады, было неожиданно интересно. Кто-то даже разыграл целый мини-спектакль, озвучив «синхроны» героев. Получилось на удивление точно, остроумно, местами иронично. Без преувеличения можно сказать, что все ребята справились с заданием. 
Для меня стало открытием отсутствие у ребят страха выступления перед публикой, с удивительной легкостью они переходят на партнерские отношения с залом.

 Самый главный итог

Такие мастер-классы необходимы не только для ребят, но и для тех, кого приглашают их провести, то есть для нас – работающих журналистов. Чтобы, выбившись из суеты трудовых будней, мы осознали, как важно делать качественный продукт и развиваться в профессиональном плане, поскольку для подрастающего поколения – тех, кто еще только хочет состояться в качестве журналиста – именно мы должны быть достойным примером для подражания. Или хотя бы к этому стремиться.

Спасибо всем и успехов в учебе и творчестве

 2014 год. МАСТЕР-КЛАСС ПО РАДИОЖУРНАЛИСТИКЕ 

радиоведущего DFM (102,7 FM)  ВИКТОРА ВИШНЕВСКОГО, студента 3 курса направления «Журналистика»

 

- А самое важное - говорить в эфире надо с улыбкой! 
 Зачем?!  Этого же никто не видит!
- Это слышат! 
(Из диалога с участницей олимпиады)

 На мастер-классе по созданию радиотекста присутствовали участники олимпиады примерно того же возраста, в каком был я, когда понял, что «болею» радио. Мне было интересно сравнить их сегодняшних и себя тогда, лет 6 назад. И разница есть! Но, несмотря на это, ребятам тоже понравилось, по крайней мере мне так показалось, представлять себя радиоведущими, создавать материал, который услышит большая аудитория.

Перед участниками, поделившимися на три мини-редакции, была поставлена задача написать новостной выпуск с главной темой – олимпиада по журналистике в ПГНИУ, подготовить линейный выход «приветствие» и линейный выход «диалог со слушателем». Все материалы были записаны, смонтированы и подготовлены к выходу в эфир.

Лучше всего получился «диалог со слушателем»: четко, хороший темп, и звучат оба голоса красиво, но не хватило эмоций и в некоторых моментах участники не смогли удержаться в рамках отведенной роли: терялось понимание, кто из них кто (например, на вопросе «Куда сходить?»).  Команда, которая готовила новости, справилась с содержанием на твердую четверку, но диктор сильно разволновалась, что немного испортило подачу этого материала. Зато хорошей подачей отличилась участница, озвучившая приветствие. Были небольшие замечания в построении текста и его содержании, но в целом получилось неплохо. 

Если хоть один из участников мастер-класса в дальнейшем станет радиоведущим, я буду рад, потому что каждый из них чем-то отличился, показал или попытался показать свой потенциал. Было приятно делиться с ними тем, чему научился сам, чему в свое время научили меня: избегать лексических повторов, используя синонимы, выбирать точные формулировки, но не клише, помнить о хронометраже, когда хочется рассказать обо всем и сразу, и главное – быть интересным. Со всем этим набором правил школьники смогли не только познакомиться, но и испробовать его на деле за отведенные 1,5 часа.

 Всем участникам желаю следовать своей мечте. Убедился лично, что любая мечта осуществима, и главное – быть на одной волне со своими желаниями! 

Виктор Вишневский

 

МАСТЕР-КЛАСС ПО СОЗДАНИЮ НОВОСТНОГО ТЕКСТА
ВЕДУЩИЙ - собственный корреспондент ИТАР-ТАСС по Пермскому краю

АНАСТАСИЯ ПЯТКИНА, выпускница кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ 

Участники мастер-класса были поделены на четыре группы по 4-5 человек. Ребята прослушали мини-лекцию о том, как работает журналист-новостник, чем отличается информагентство от рядового СМИ, как строится рабочий день сотрудника агентства, а также по какой схеме строятся агентские новостные тексты. По итогам мастер-класса у участников должны были получиться четыре информационных текста о проходящей в университете олимпиаде по журналистике. Для этого им была дана схема, построенная по принципу перевернутой пирамиды, где основная информация коротко и емко должна быть сосредоточена в заголовке, затем ее нужно раскрыть в лид-абзаце с помощью вопросов «Что? Где? Когда? Почему?», затем можно было процитировать авторитетный источник и использовать контекстную информацию, а затем дать бэкграунд, то есть фоновую информацию.

 Группа 1 

Карикаподпись – это смешно!

 Сегодня, 5 декабря 2014 года, школьники посетили олимпиаду по журналистике ПГНИУ. Всех ребят объединяет стремление запомниться, войти в историю, а сделать это можно, придумав название к карикатуре.
Подпись к карикатуре является одним из самых сложных творческих заданий. Ежегодно ребята с острым умом получают специальные призы за это задание. У большинства школьников это задание вызывает трудности. В их уме сталкиваются теоретические знания, огромный кругозор и чувство юмора. Участники не могут справиться с объемом информации и дают неверный ответ.
Участница из города Тобольск высказалась по поводу олимпиады: «В этом году задание, в котором нужно озаглавить карикатуру, было не очень сложным. Потому что шуточный рисунок был представлен на тему предстоящего ЕГЭ, о котором все школьники достаточно наслышаны».

Многие школьники не справляются с этим заданием, так как кроме чувства юмора нужно познание в области, к которой относится картинка, так считает оргкомитет олимпиады.

 Комментарий Мастера:

Этот текст вызвал у меня самые смешанные чувства: с одной стороны, он совсем не информационный, начиная с заголовка и заканчивая бэкграундом, но с другой – это самый оригинальный материал. Только эта группа участников пошла не от формального повода – олимпиады, а от частного момента – задания с карикатурой. Мысль была отличная, но ребята ее «недожали». Можно было начать с того, что участники не справляются с этим заданием из-за отсутствия достаточного багажа общественно-политической информации, и сослаться на слова организаторов олимпиады, а затем подробнее рассказать о самом задании, олимпиаде, кто в ней участвует и как давно она проводится. Тем не менее, за задумку ребятам – огромный плюс. Не меньший плюс в том, что эти ребята оказались единственной группой, которая не проигнорировала просьбу вставить в свой текст цитату кого-нибудь из участников олимпиады. Да, сама цитата выглядит сыровато, не все предложения в ней согласованы, но она есть, а это уже хорошо. Кроме того, формально текст все-таки выстроен по предложенной схеме. Есть в нем и достаточно большое количество повторов, которых вполне можно было избежать, но это мелочи в данном случае.

 

Группа 2 

Сегодня ты олимпиадник – завтра успешный журналист 

В СМИ негодуют: ученики 7-11 классов Пермского края столкнулись в одном месте в одно время для обсуждения общей проблемы: необходимость олимпиады по журналистике – польза или вред? Слухи или правда?

Жизнь ребенка наполнена разнообразными событиями. Одним из них можно считать олимпиаду. Не будем исключать из этого списка и журналистику. Если задуматься о пользе этой олимпиады, вы, безусловно, обратите внимание на моральную установку. Ребенок должен понять, что работа журналиста включает в себя не только грамотно построенный текст, но и эрудицию самого журналиста. Так, участвуя в олимпиадах, ребенок приобщается к культурной стороне нашей многогранной жизни.

«Олимпиада проводится университетом уже около 10 лет. В этом году в заочном этапе приняли участие порядка 300 человек, в очном – порядка 60 человек. По результатам заочного этапа отбираются две группы победителей, которые затем проходят в очный этап», - доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национального исследовательского университета Елена Власова.

Олимпиада «Юные таланты. Журналистика» проводится с 2009-10 учебного года на базе ПГНИУ. Она пользуется популярностью не только в Пермском крае, но и в соседних, отдаленных регионах. Зарегистрироваться вы можете на сайте ПГНИУ. Не упустите свой шанс получить своеобразную «прививку» профессии журналиста!

 Комментарий Мастера:

В этой группе ребята попытались сделать новость об олимпиаде менее скучной, поэтому придумали яркий заголовок и игровой лид в стиле программы «Максимум»: «скандалы, интриги, расследования». Сами участники мастер-класса отметили, что этот лид-абзац – необычен для такого жанра, а также, что он логически почти не связан со следующим абзацем. Контекст, рассказывающий о сути, больше похож на колонку. В новостном тексте его следовало бы закавычить как мнение авторитетного источника: например, добавить косвенную речь, иначе это выглядит, как личное мнение автора. Также явно видна нестыковка фактов: в цитате авторы пишут, что олимпиада проводится около 10 лет, а в бэкграунде говорится, что она проводится с 2009-10 учебного года.

Однако в качестве большого плюса хочется отметить, что, соблюдая схему построения новости, ребята все же попытались как-то разнообразить наполнение текста, хоть и не очень удачно J.

 Группа 3

 Олимпиада «Юные таланты» по журналистике состоялась 5 декабря в ПГНИУ. Олимпиада проводилась в два этапа. Следует отметить, что в очном этапе приняло участие порядка 60 школьников.

Олимпиада включала в себя задания творческого характера, такие как написание заголовка, лид-абзаца и мини-рецензии. Задания разграничивались по возрасту: для 8-9 и 10-11 классов. Олимпиада имеет региональный характер, ведь каждый год она собирает не только участников из Перми, но и из близлежащих регионов. В рамках данного мероприятия участникам предлагалось посетить различные мастер-классы.

По словам кандидата филологических наук Елены Власовой, «олимпиада проводится университетом уже около 10 лет. Раньше мы проводили ее на выезде, и только с 2005 года она стала проводиться в стенах университета. В заочном этапе в прошлые годы у нас было и больше участников, а вот в очном столько никогда не было».

 По словам организаторов, участие в данной олимпиаде дает возможность понять специфику профессии журналиста, а победителям и призерам – льготы при поступлении в вуз на данную специальность.

 Комментарий Мастера:

Девочки из этой группы забыли заголовок, а также допустили несколько фактических ошибок, в частности, сообщив, что олимпиада «носит региональный характер», добавили, что «каждый год она собирает не только участников из Перми, но и из близлежащих регионов». Кроме того, в тексте много лишней информации и мало согласования между абзацами и предложениями. Создалось такое впечатление, что ребята просто попытались вставить совершенно разные предложения в общую схему, не подумав, как это будет в итоге выглядеть. Участники из другой группы, рецензировавшие этот текст, также отметили, что отсутствует связь между цитатой и бэкграундом. Однако среди плюсов они отметили отсутствие в тексте эмоциональной окраски, что важно для информационного сообщения.

 Группа 4

 Комментарий Мастера:

Приведенный ниже текст можно с уверенностью назвать лучшим из тех, что были написаны ребятами. Да, в тексте есть недочеты, но их вполне можно списать на неопытность будущих журналистов. В целом же он больше остальных похож на новостной материал, как по схеме построения, так и по содержанию.

Среди недочетов этого текста как самими участниками мастер-класса, так и мной, были отмечены некоторые минусы: неинформационный заголовок; лишняя для лид-абзаца, да и для всего текста, информация о том, откуда участники узнали о проведении олимпиады; много повторов; отсутствие должности спикера, которая говорила бы о его авторитетности. В то же время в тексте хорошо выстроены лид-абзац и бэкграунд, хотя предложения в бэкграунде немного несогласованные. 

Журналистская проба 

5 декабря 2014 года в Перми прошла ежегодная олимпиада по журналистике. Участие в ней приняли школьники не только из Пермского края, но и из других уголков нашей необъятной страны. О проведении олимпиады «Юные таланты» мы узнали из официального сайта ПГНИУ. Юным журналистам представилась возможность прикоснуться к профессии, понять, что нужно знать и уметь журналисту.

Обычно у школьников не вызывают особых затруднений олимпиадные задания, которые так или иначе связаны со школьной программой, и даже задания, направленные на проверку специальных знаний. А вот вопросы, касающиеся уровня общей культуры и степени гражданственной зрелости, для многих участников, к сожалению, оказываются неразрешимыми. У школьников неважно обстоят дела со знанием социально значимых событий.

Л.Л. Черепанова отмечает: «Приходится с сожалением констатировать отсутствие у школьников интереса к общественно-политической жизни, навыков обращения к СМИ, и ностальгировать о существовавшей в советское время традиции проводить в школах политинформацию».

Олимпиада «Юные таланты» проводится ПГНИУ уже около 10 лет. Олимпиада состоит из двух туров: сначала участник должен решить тестовое задание заочного тура, затем по результатам заочного этапа отбираются две группы победителей, которые затем едут на очный этап, где выявляется победитель.

 Резюме Мастера:

Обобщая, хотела бы добавить, что меня поразило, насколько разными получились материалы. Мне с моим уже ставшим шаблонным мышлением даже в голову не пришло бы так строить тексты и находить такие разные инфоповоды в одной и той же теме. Ребята – большие молодцы, каждая группа нашла что-то свое и попыталась это развить. Забавно и то, как они вышли из ситуации, когда заканчивалось время на составление текста, а им еще нужно было вписать какие-то элементы. Третья группа просто сложила в несколько раз листок с подготовленной заранее цитатой и ручкой прикрепила его к нужному месту в своем тексте. Чувствуется, что у ребят все хорошо с фантазией и что они умеют импровизировать:).

 

 

 

http://olymp.psu.ru/disciplines/journalism/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.html