Задания заочного этапа 2023-2024 учебного года 11 класс
Задания заочного этапа 2023-2024 учебного года 10 класс
Задания заочного этапа 2023-2024 учебного года 8-9 классы
Задания очного этапа 2022-2023 учебного года 8-9 классы
Задания очного этапа 2022-2023 учебного года 10 класс
Задания очного этапа 2022-2023 учебного года 11 класс
Задания заочного этапа 2020-2021 учебного года
Задания заключительного этапа 2019-2020 года
Комментарий экспертов к заданиям заключительного этапа 2019-2020 года
Задания заочного этапа 2019-2020 года
Задания очного этапа 2018-2019 года
Задания заочного этапа 2018-2019 года
Задания очного этапа 2017-2018 года
Задания заочного этапа 2017-2018 года
Задания очного этапа 2016-2017 года
Задания заочного этапа 2016-2017 года
Задания очного этапа 2015-2016 года
Задания заочного этапа 2015-2016 года
Олимпиада школьников «Юные таланты» по предмету «Литература» проводится с ноября 2008 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 16 ноября2007 г., приказами ректора Пермского государственного университета проф. В. В. Маланина от 26 июня2008 г. № 284, от 6 ноября2009 г. № 498 и от 7 апреля2010 г. № 159 «Об организации и проведении олимпиады Пермского государственного университета «Юные таланты», а также по решению оргкомитета многопредметной олимпиады Пермского государственного университета. Организатором олимпиады является кафедра русской литературы филологического факультета Пермского государственного университета.
Организаторы олимпиады видят ее цель в выявлении творчески одаренных учащихся в области филологического знания. Требования современности, предъявляемые к гуманитарным наукам, актуализируют углубленное прочтение и интерпретацию художественной литературы учащимися, усиление навыков литературоведческого анализа художественных текстов.
Участие в олимпиаде позволяет ученикам школ расширить литературную эрудицию, лучше ориентироваться в историко-литературном и историко-культурном процессах XIX – XX веков, видеть связь между прошлым и настоящим русской культуры, улучшить знания в области теории и истории литературы.
Одна из важнейших целей проводимой олимпиады – воспитать у подрастающего поколения любовь к русской литературе как одной из величайших литератур мира, пробудить желание вдумчиво и бережно относиться к родному слову. Организаторы рассматривают Олимпиаду по литературе как неотъемлемую составляющую патриотического воспитания учащихся.
Среди задач олимпиады – повышение общекультурного уровня учащихся, усиление интереса школьников к творческой научно-исследовательской деятельности.
В 2008/2009 учебном году олимпиада по литературе проводилась в один этап – очный тур. С 2010 года олимпиада по литературе проводится в 2 этапа – очный и заочный тур. Участие в ней могут принимать школьники 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ г. Перми, Пермского края и других субъектов Российской Федерации.
Победители олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени и призами. По решению жюри в исключительных случаях количество дипломов в разных возрастных группах может изменяться.
Следует подчеркнуть возрастающую значимость олимпиады не только в Пермском крае, но и среди других субъектов Российской Федерации. С каждым годом проведения увеличивается как число участников, так и число субъектов Российской Федерации, ими представляемых.
Так, в 2008/2009 учебном году в олимпиаде приняли участие 214 учеников из разных школ Пермского края (один субъект РФ). Олимпиада была проведена два раза – осенью 2008 года и весной 2009 г.
А в 2009/2010 учебном году в заочном туре приняли участие уже 380 школьников из Перми, Пермского края (г. Добрянка, г. Березники, г. Кудымкар, г. Кунгур, г. Красновишерск, г. Краснокамск, г. Бершеть, г. Горнозаводск, с. Уинское и др.), Республики Коми, Кировской, Курганской, Тюменской, Челябинской областей, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В 2010/2011 учебном году география олимпиады еще больше расширилась. В Олимпиаде по литературе 2010-2011 учебного года приняли участие представители учебных заведений из Перми, городов и сельских районов Пермского края, Белгородской, Волгоградской, Брянской, Курганской, Нижегородской, Волгоградской, Омской, Астраханской, Архангельской, Иркутской, Калужской, Новосибирской, Кировской, Свердловской, Орловской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Амурской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республик Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Марий Эл, Коми, Удмуртской Республики, Краснодарского края и Ставропольского края.
В V Юбилейной олимпиаде «Юные таланты. Литература», прошедшей в 2011-2012 учебном году, принимали участие уже 533 школьника из 2 стран (Казахстан, Россия), из 35 субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Ивановская область, Волгоградская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Смоленская область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тюменская область, Удмуртская Республика, Челябинская область, Чувашская Республика, Республика Мордовия.
В очный тур вышли 84 учащихся из 14 субъектов РФ: Перми и Пермского края, Удмуртии, Татарстана, Новосибирской области, Кировской области, Ивановской области, Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Челябинской области, Нижегородской области, Республики Коми, Республики Башкортостан, Московской области, Свердловской области. Из них 46 человек приняли непосредственное участие. Отрадно, что участниками очного тура стали школьники из 4 субъектов Российской Федерации: Пермского края, Республики Татарстан (г.Набережные Челны), Удмуртской Республики (г.Глазов) и Челябинской области (г.Челябинск).
Широкое представительство учащихся-участников Олимпиады из разных субъектов Российской Федерации позволяет говорить о высокой востребованности мероприятия, о том, что оно стимулирует интеллектуальную деятельность школьников, позволяет судить о высоком уровне олимпиады, серьезной методической работе, проводимой оргкомитетом и методической комиссией олимпиады.
Высокое качество заданий, разработанных методической комиссией, обусловлено ее составом. В разработке заданий олимпиады, проведении туров и оценке результатов работы школьников принимает участие почти весь профессорско-преподавательский состав кафедры: декан филологического факультета ПГНИУ, заведующий кафедрой русской литературы, доктор филологических наук, профессор Кондаков Б.В. (председатель жюри); профессор, доктор филологических наук Арустамова А. А.; доценты Князева Е. А., Королёва С.Ю., старшие преподаватели Моисеева А.А., Роготнев И.Ю., Масальцева Т.Н.; аспирант, инженер кафедры Абрамова В.С.
Председателем оргкомитета олимпиады по литературе является доктор филологических наук профессор Б.В. Кондаков, являющийся автором более 180 научных трудов, среди которых учебно-методические статьи и монографии, направленные на исследование философских аспектов преподавания гуманитарных дисциплин в средней школе («Культура воспитания ребенка: философское осмысление педагогической деятельности». Пермь, 2009). Б.В. Кондаков осуществляет координацию связей преподавателей кафедры русской литературы Пермского госуниверситета с преподавателями средних школ, лицеев и гимназий Пермского края.
Аспирант, инженер кафедры русской литературы В.С. Абрамова координирует всю работу по проведению олимпиады, ведет документацию олимпиады, оформляет конкурсную документацию, работает с сайтом «Юные таланты. Литература», проводит профориентационную работу со школьниками города Перми и Пермского края.
Председателем методической комиссии является доктор филологических наук профессор А.А. Арустамова, специалист в области истории литературы XIX – XX вв., теории литературы, автор монографий, учебно-методических пособий и программ.
В числе методической комиссии кандидаты филологических наук доценты Е.А. Князева, С.Ю. Королева. Их научная деятельность характеризуется активностью и мобильностью.
Е.А. Князева является автором учебного пособия «Искусство Прикамья», учебно-методического пособия «Введение в литературоведение», адресованного студентам и школьникам старших классов. Доцент Князева Е.А. – автор программы элективного курса «Стих и проза: принципы и приемы анализа литературного произведения», автор методических разработок уроков по литературе Прикамья, предназначенных для учителей средних школ, лицеев и гимназий.
Доцент Королева С.Ю. разработала несколько учебно-методических комплексов, среди них учебно-методическое пособие «Культурология (включая религиоведение)».
В ходе разработки заданий олимпиады учитывался разный уровень подготовки участников, поэтому задания разрабатывались с разной степенью сложности
В 2008 – 2009 гг. контрольно-измерительные материалы имели четырехчастную структуру. Первая состояла из задачи компетентностного типа, проверяющей грамотность чтения. Предполагалось, что с ней справятся более 90 % участников. Рекомендованное время выполнения задания — 40 – 45 минут. Вторая часть олимпиады была ориентирована на проверку знаний в области теории литературы. Рекомендованное время – 10 – 15 минут. В некоторых случаях предлагалась задача. Третья часть олимпиады состояла из трех тестовых заданий закрытого типа повышенной сложности по истории литературы того периода, который изучается на определенном этапе школьного литературного образования. Рекомендованное время для выполнения – 10 минут. Четвертая часть олимпиады – анализ текста без наводящих вопросов. Во всех случаях это стихотворение в силу небольшого его объема. Рекомендованное время для выполнения задания — 50 – 60 минут.
В 2010-2011 учебном году олимпиада прошла в два этапа – заочный и очный. Для заочного были разработаны задания, требующие ответа в виде одного или нескольких слов (варианты ответа были ограничены). Материалы заочного тура состояли из трех частей. С2011 г. заочный тур проводится в режиме on-line. В очном туре участвуют только те, кто набрал достаточное количество баллов, поэтому разрабатываются задания, связанные исключительно с анализом текста – стихотворного и публицистического (на литературную тему).
В 2011-2012 учебном году олимпиада также прошла в два этапа – заочный и очный. Для заочного были разработаны задания тестовые задания разных типов: с выбором ответа, на сопоставление, ответ в виде одного или нескольких слов и т.п. Олимпиадные задания очного этапа типичны для всех трех параллелей (9. 10 и 11 классы). Олимпиадные задания очного этапа также были типичны для всех трех параллелей (9. 10 и 11 классы) и состояли из двух частей. В первой части школьникам предлагалось для анализа стихотворение, которое не входит в обязательную школьную программу. Главная цель части I – проверка навыков литературоведческого анализа лирического текста. Учащимся были даны задания к предложенному тексту на определение темы, проблемы, выделение средств художественной выразительности, характеристику образов, значимых для конкретного лирического текста, включение лирического произведения в литературную традицию и т.д. Выполнение каждого задания оценивалось отдельно. Составители олимпиадных заданий, в числе которых кандидат филологических наук доцент Е.А.Князева, кандидат филологических наук доцент С.Ю. Королева, кандидат филологических наук старший преподаватель А.А.Моисеева, тщательно прописали критерии к каждому предложенному заданию, что помогло школьникам сориентироваться уже во время работы. Так, девятиклассники получили для анализа стихотворение Г.Р.Державина «Река времен в своем стремленьи…», десятиклассники – С.Я. Надсона «Призыв», представители одиннадцатого класса анализировали стихотворение И.Анненского «EGO». Анализируя работы школьников, члены жюри учитывали уровень интерпретации поэтического текста и глубину его постижения: понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла; применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики; выявление роли лирического «я», образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста; речевую грамотность.
Вторая часть представляла собой анализ фрагмента драматического произведения. Участникам были предложены фрагменты пьес, которые либо не входят в число обязательных для изучения в школе, либо авторы которых не входят в число драматургов, чье творчество обязательно изучается в школе. Цель части II – проверка навыков анализа драматического произведения. Участники имели возможность продемонстрировать, насколько они понимают специфику этого рода литературы. В этой части также было пять заданий, в которых требовалось охарактеризовать участников эпизода, судя по речевой специфике их высказываний, определить проблематику, авторскую точку зрения на героев и изображаемую ситуацию, выявить художественные приемы в предложенном фрагменте и т.д. Каждое из заданий также оценивалось отдельно. Девятиклассникам было предложено провести анализ фрагмента из трагедии А.М.Пушкина «Борис Годунов». Десятиклассники пытались разобрать фрагмент пьесы А.Н.Островского «Сердце не камень». Одиннадцатиклассники анализировали фрагмент пьесы А. Володина «Старшая сестра». Оценивая задания, жюри учитывало понимание позиции автора исходного текста, умение доказывать свои суждения текстом; верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений; язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения.
По мнению участников олимпиады, задания были интересными и творческими. А многих школьников даже сподвигли прочитать драматические произведения полностью.
В 2011/2012 учебном году впервые был проведён методический семинар для учителей-словесников на тему «Методические рекомендации по подготовке школьников к участию в олимпиаде по литературе». Семинар проводил председатель жюри, доктор филологических наук, профессор Б.В. Кондаков. В семинаре приняли участие 6 учителей г. Перми и Пермского края. По итогам семинара всем учителям были выданы сертификаты о том, что они прослушали 8-часовой курс «Методические рекомендации по подготовке школьников к участию в олимпиаде по литературе». Учителя также отметили высокий уровень олимпиадных заданий, направленных на расширение литературной эрудиции школьников, способствующих повышению общекультурного уровня учащихся, усилению интереса школьников к творческой научно-исследовательской деятельности. По мнению учителей, наша олимпиада – это прекрасная возможность для всех школьников, в том числе проживающих в сельской местности, небольших городах, попробовать свои силы.
Задача Олимпиады – поиск талантливых ребят из различных уголков России, которые продолжат свое гуманитарное образование в вузах Пермского края и других регионах страны.
Победитель Олимпиады по литературе 2008/2009 гг. среди учащихся 11 классов Александр Печёный, выпускник МОУ «Гимназия № 6» г. Перми, – студент филологического факультета МГУ. Ученица МОУ «СОШ № 72» г. Перми Мария Суворова становилась победителем и призёром олимпиады «Юные таланты» по литературе (а также по русскому языку) в течение трёх лет.
Мы рады видеть победителей, призеров и участников олимпиады среди студентов нашей специальности «Филология»!
В 2010 году студентами филологического факультета специальности «Филология» стали Алина Зеленина, Евгения Кузнецова, Анастасия Штец, Виктория Цыганкова. Призёры заочного тура, участники Олимпиады по литературе 2009/2010 гг. Марина Аброськина, Юлия Анохина – студенты филологического факультета МГУ.
В 2011 году на филологический факультет ПГНИУ поступили призеры олимпиады Полина Пономарева, Анна Опутина (специальность «Филология»), Анна Чугайнова (специальность «Журналистика»).
В заключение подчеркнем, что отчетливо наблюдаемая динамика возрастания интереса к олимпиаде по литературе позволяет говорить об усилении взаимодействия высшей и средней школы, что может послужить залогом лучшей подготовки учащихся к обучению в вузе и в дальнейшем подготовки качественных специалистов в избранной профессии.