Новости

20.04.2017

Уважаемые участники Олимпиады, родители школьников, коллеги.

24–25 марта 2017 г. одновременно на шести региональных площадках: Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь), Кубанский государственный университета (г. Краснодар); Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск); Тюменский государственный университет (г. Тюмень); Южноуральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск); Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д, Ушинского (г. Ярославль) ­– проходил заключительный (очный) этап X Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по общеобразовательному предмету «География».

По мнению экспертов Российского совета олимпиад школьников и Министерства образования и науки РФ Многопредметная олимпиада «Юные таланты» по общеобразовательному предмету «География» – одна из лучших олимпиад по географии в стране. В экспертном заключении об Олимпиаде говорится: «Самая самобытная, по мнению экспертов, географическая олимпиада в стране, отличающаяся от классических олимпиадных форм, разработанных в ходе развития Всероссийской олимпиады по географии и воспроизводимых в той или иной мере остальными олимпиадами (МГУ, СПбГУ, МПГУ, РГПУ). Олимпиада школьников по географии «Юные таланты» приобрела международный характер и стала одним из лучших образцов школьных олимпиад <…>. Следует отметить, что по своему творческому уровню эта олимпиада выигрывает при сравнении со столичными олимпиадами I уровня <…>».

В отборочном этапе олимпиады приняли участие 3961 человек из 72 субъектов РФ, а также из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Литвы, Таджикистана, Украины.

На очный (заключительный) этап Олимпиады приглашения получили 335 учеников 8–11-х классов. К сожалению, не все участники смогли выступить в заключительном этапе и из 229 заявившихся добрались до мест проведения Олимпиады только 177 человек. На очный этап в г. Пермь (ПГНИУ) приехали 76 школьников из Пермского края, Удмуртской Республики, г. Москвы, Кировской области, Московской области; в КубГУ (г. Краснодар) – 24 школьников из Краснодарского края, Ставропольского края, Белгородской области, Ростовской области, Саратовской области; в ТГУ (г. Томск) – 11 школьников из Томской области, Кемеровской области, Алтайского края; в ТюмГУ (г. Тюмень) – 14 школьников из Тюменской области, Омской области, Ханты-Мансийского АО – Югры; в ЮУрГГПУ (г. Челябинск) – 15 школьников из Челябинской области, Оренбургской области, Самарской области, Свердловской области; в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль) – 37 школьников из Ярославской области, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Владимирской области, Вологодской области, Московской области, Нижегородской области.

Открытие Олимпиады X Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» на региональной площадке в г. Перми прошло в необычном формате. Участников Олимпиады и их сопровождающих приветствовали председатель Совета Олимпиады, ректор ПГНИУ, д.физ.-мат.н. И.Ю. Макарихин; заведующая сектором дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края Т.Н. Трубинова.; председатель методической комиссии Олимпиады, заместитель декана по научно-исследовательской работе студентов географического факультета, к.г.н., доцент М.Б. Иванова; председатель жюри Олимпиады д.г.н., профессор В.Г. Калинин, сопредседатель жюри Олимпиады заместитель декана по научно-исследовательской работе географического факультета, к.г.н., доцент А.А, Зайцев; Заслуженный учитель РФ, учитель географии МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми Л.В. Белозерцева, подготовившая нескольких победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии о Многопредметной олимпиады «Юные таланты»; председатель апелляционной комиссии Олимпиады, заместитель декана по внеучебной работе географического факультета, старший преподаватель Д.Н. Слащев; призёр Олимпиады 2010–2011учебного года, ныне магистрант второго года обучения географического факультета ПГНИУ Ю. Любимова. Кром того, с концертными номерами выступили студенты и магистранты географического факультета ПГНИУ, а ведущий мероприятия А. Кузьмин предложил участникам Олимпиады небольшую викторину, которая служила своеобразной разминкой перед письменным и устным турами Олимпиады. За правильные ответы ребята получали небольшие сладкие призы. На открытии было объявлено о новой традиции – награждении учителя, подготовившего лучшего участника Олимпиады на региональной площадке ПГНИУ, переходящим кубком. Этот приз данный педагог должен будет вручить в следующем году учителю, подготовившему лучшего участника Олимпиады 2017–2018 учебного года. По многолетней традиции на открытии Олимпиады школьники, присутствующие педагоги и родители, а также члены оргкомитета, методической комиссии, жюри и наши помощники – студенты – пели гимн географов «Глобус» на всех региональных площадках от Краснодара до Томска.

X Многопредметная олимпиада "Юные таланты" по предметту "География" вызвала большой интерес со стороны общественности. Подтверждением этого служит сюжет новостной программы "Вести", снятый на на региональной площадке в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Самым напряжённым и ответственным стал первый день, письменный тур: заданий много – времени мало. Старались, переживали, ели шоколадки. Письменный тур включал 30 тестовых заданий, а также 20 основных вопросов и 3 дополнительных задания по карте. Кроме того, участникам Олимпиады предлагалось решить 6 географических задач, в т.ч. 4 логических и 2 расчётных.

Тестовые задания подразделялись на четыре типа: закрытые; на установление соответствий; на определение последовательности; открытые. Помимо тестовых технологий на Олимпиаде используются контурные карты, которые давно стали неотъемлемым атрибутом обучения географии. Работа на контурных картах способствует развитию наблюдательности и внимания, активизации мышления, направленного на воспроизведение и анализ соответствующих теоретических знаний, фактического материала. В год 100-летнего юбилея революционных событий 1917 г., охвативших всю территорию Российской империи, методическая комиссия предложила участникам Олимпиады узнать по описаниям населённые пункты, связанные с определёнными моментами того периода. Географические задачи отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужны не столько для того, чтобы проконтролировать знания учениками пройденного материала, сколько для того, чтобы проверить их умения мыслить логически, делать собственные умозаключения и прогнозы, то есть предназначенные для развития у школьников склонности к научному анализу.

Максимально возможное количество баллов за письменный тур: 50 – за тест тестовые задания; 45 – за задания по карте; 80 – за географические задачи. Общая максимальная сумма баллов за письменный тур – 175.

Пока школьники выполняли задания письменного тура Олимпиады, для их наставников были организованы: в ПГНИУ, г. Пермь: методический семинар «Современные возможности космического мониторинга и картографических веб сервисов в курсе школьной географии»; в КубГУ, г. Краснодар: методический семинар по краеведению «Особенности составления и решения задач на основе краеведческого материала» и знакомство с библиотекой д-ра геогр. наук, профессора Г.С. Гужина; в ТГУ, г. Томск: познавательная экскурсия по первому вузу Сибири и Дальнего Востока – Томскому государственному университету и экскурсия в минералогический  музей им. И.К. Баженова; в ТюмГУ, г. Тюмень: методический семинар «Проектный подход в изучении школьной географии», демонстрация фильма о ТюмГУ; в ЮУрГГПУ, г. Челябинск: методический семинар «Научно-исследовательское взаимодействие системы основного общего образования и высшей школы  «Из опыта работы»»  и выступление действительного члена РГО, члена союза фотохудожников С. Коляскина «КУБА – мир глазами фотографа»; в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль: экскурсия в музеи ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и методический семинар «Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии».

Второй день Олимпиады начался с разбора заданий письменного тура. Члены оргкомитета, методической комиссии и жюри Олимпиады рассказали участникам, их педагогам и родителям, в чём состояла суть всех заданий письменного тура, как нужно было отвечать на конкурсные задания, объяснили ребятам типичные ошибки, встречающиеся в их ответах. Затем участники Олимпиады задали членам жюри вопросы, на которые преподаватели постарались дать подробные развёрнутые ответы.

После небольшого технического перерыва, во время которого можно было написать заявление об апелляции, стартовал устный тур.

Устный тур включал пять блоков заданий. В каждом блоке – по три характеристики одного и того же географического объекта (учёного и т.п.). С каждой последующей характеристикой-подсказкой правильный ответ становится «прозрачнее» и очевиднее. Если участник Олимпиады правильно записывал на выданных карточках ответ на основной вопрос о загаданном объекте (учёном и т.п.) с первой характеристики, то получал за это 15, со второй – 10, с третьей – 5 баллов. Каждая характеристика сопровождалась иллюстрациями и музыкой, которые также служили своеобразными подсказками. Время на размышление – 2 минуты, по истечении которых участники Олимпиады должны были сдать карточки с ответами. Максимально возможное количество баллов за устный тур ­– 75.

Непосредственно к устным ответам на дополнительные вопросы допускалось пять человек, показавших лучшие результаты в письменном туре. Это была внеконкурсная программа, своего рода Шоу эрудитов, не влияющая на общий результат участников Олимпиады, но в которой выявлялся абсолютный её победитель. На основании устных ответов на дополнительные вопросы устного тура, с учётом баллов набранных за письменный тур и баллов за основные вопросы устного тура, определялся абсолютный победитель Олимпиады по каждой региональной площадке.

Каждый из пяти финалистов выбирал интересный для него блок заданий: «Российский город»; «Учёный»; «Море»; «Страна»; «Этнос». Если он логично, грамотно, последовательно, полно устно отвечал на дополнительные вопросы, то мог получить ещё 30 баллов. Самым простым в устном туре оказался вопрос российский город – Астрахань, а самым сложным – про учёного – Владимира Клавдиевича Арсеньева, имя которого на региональных площадках в ТГУ (г. Томск) и ТюмГУ (г. Тюмень), к сожалению, никто из участников не написал.

Всего за задания письменного и устного туров Олимпиады участники могли заработать 250 баллов. Баллы лучших (по результатам письменного тура) пяти школьников на каждой региональной площадке, полученные за устные ответы на дополнительные вопросы, не влияли на общую сумму баллов и итоги соревнований. Победителями Олимпиады могли стать участники, набравшие ≥72% (от 180,00 до 250,00 баллов), дипломантами II степени –  60–72% (от 150,00 до 180,00 баллов), дипломантами III степени – 50–60% (от 125,00 до 150,00 баллов) от максимальной возможной суммы баллов.

В отдельных конкурсных испытаниях лучшими были следующие участники:

-      тестовые задания – Губайдулина Людмила, ученица 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 121»  г. Челябинска (49,00 из 50,00 баллов);

-      задания по карте – Комлев Дмитрий, ученик 10 класса МАОУ «Лицей № 3» г. Перми (43,70 из 45,00 баллов);

-      логические географические задачи – Губайдулина Людмила, ученица 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 121»  г. Челябинска (34,50 из 40,00 баллов);

-      расчётные географические задачи – Губайдулина Людмила, ученица 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 121»  г. Челябинска (39,00 из 40,00 баллов);

-      основные вопросы устного тура – Василенко Андрей, ученик 11 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Соликамска Пермского края;

-      дополнительные вопросы устного тура – Балабан Михаил, ученик 9 класса МОУ  «Лицей №2» г. Саратова (21,00 из 30,00 баллов).

На региональной площадке ПГНИУ (г. Пермь) лучший результат в письменном туре показал ученик 11 класса МАОУ «Гимназия № 6» г. Перми Пермского края Зырянов Григорий (127,15 из 175,00 баллов). В устном  туре наибольшее количество баллов набрал ученик 11 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Соликамска Пермского края Василенко Андрей (75,00 из 75,00 баллов). Он и стал победителем Олимпиады на региональной площадке в ПГНИУ (г. Пермь). Ему был вручён диплом I степени.

На региональной площадке КубГУ (г. Краснодар) лучший результат в письменном туре показал ученик 9 класса МОУ  «Лицей №2» г. Саратова Саратовской области Балабан Михаил (123,15 из 175,00 баллов). В устном  туре наибольшее количество баллов набрал этот же участник (40,00 из 75,00 баллов), который и стал лучшим участником на региональной площадке КубГУ (г. Краснодар). Ему был вручён диплом II степени.

На региональной площадке ТГУ (г. Томск) лучший результат в письменном туре показал ученик 9 класса МАОУ  «Гимназия № 26» г. Томска Томской области Юрчихин Алексей (96,40 из 175,00 баллов). В устном  туре наибольшее количество баллов набрал ученик 9 класса МАОУ «Зональненская СОШ» пос. Зональная станция Томской области  Бакланов Алексей (35,00 из 75,00 баллов).  Лучшим участником на региональной площадке ТГУ (г. Томск) стал Юрчихин Алексей, которому был вручён диплом III степени.

На региональной площадке ТюмГУ (г. Тюмень) лучший результат в письменном туре показала ученица 11 класса ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» (Гимназия) г. Тюмени Тюменской области Тишенская Арина (105,20 из 175,00 баллов). В устном  туре наибольшее количество баллов набрал ученик 10 класса БОУ «Лицей № 92» г. Омска омской области Сагамонов Станислав (25,00 из 75,00 баллов).  Лучшей участницей на региональной площадке ТюмГУ (г. Тюмень), получившей диплом III степени стала Тишенская Арина.

На региональной площадке ЮУрГГПУ (г. Челябинск) лучший результат в письменном и устном турах показала ученица 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 121» г. Челябинска Челябинской области Губайдулина Людмила (134,30 из 175,00 баллов и 56,00 из 75 баллов). Она стала абсолютной победительницей Олимпиады. Ей был вручён диплом I степени.

На региональной площадке ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль) лучший результат в письменном туре показал ученик 11 класса ГАОУ «Центр образования № 548 «Царицыно»» г. Москвы Дворецкий Владимир (110,45 из 175,00 баллов). В устном  туре наибольшее количество баллов набрал ученик 11 класса МОУ «Средняя школа №43 им. А.С. Пушкина с углублённым изучением немецкого языка» г. Ярославля Ярославской области Шухвостов Роман  (38,00 из 75,00 баллов). Лучшим участником Олимпиады на региональной площадке в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль) стал Дворецкий Владимир. Ему был вручён диплом III степени.

С заданиями и ключами ответов X Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» вы можете познакомиться на предметной странице сайте в разделе «Олимпиады прошлых лет».

Помимо конкурсных мероприятий участника Олимпиады и их сопровождающим была предложена культурная программа. Она включала в себя: в ПГНИУ, г. Пермь: экскурсия по городу «Пермь – город на двух берегах» и открытая лекция заведующего каф. социально-культурных технологий и туризма Пермского государственного института культуры кандидата географических наук, доцента Павла Сергеевича Ширинкина «География мифов и легенд Пермского края»; в КубГУ, г. Краснодар: экскурсия по городу «По старинным улицам Екатеринодара»; в ТГУ, г. Томск: экскурсия в Сибирский ботанический сад Томского государственного университета и просмотр фильма о Томском государственном университете, презентации о геолого-географическом факультете; в ТюмГУ, г. Тюмень: экскурсия по городу «Исторический центр Тюмени и набережная р. Туры»; в ЮУрГГПУ, г. Челябинск: экскурсия в Государственный  исторический музей Южного Урала; в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль: экскурсия в Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей – заповедник.

Во второй день Олимпиады по поступившим заявлениям об апелляции работали конфликтные комиссии. Всего было подано 3 заявления об апелляции от одного участника на региональной площадке ЮУрГГПУ (г. Челябинск), 2 из которых удовлетворены.

На закрытии Олимпиады на всех региональных площадках были подведены итоги и объявлены победители и призёры. 06 апреля 2017 г. на итоговом заседании Жюри был утверждён полный список победителей и призёров X Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География». Итоговый протокол заседания жюри прилагается.

Одиннадцатиклассники – победители и призёры Олимпиады – смогут поступить в ПГНИУ, КубГУ, ТГУ, ТюмГУ, ЮУрГГПУ, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского или другой ВУЗ России, где в качестве вступительного экзамена сдаётся «География», на льготных основаниях. В частности, абитуриент может быть зачислен без вступительных испытаний на направления подготовки специальности, соответствующие профилю олимпиады. Либо может быть приравнен к набравшим максимальное количество баллов на ЕГЭ по профильному предмету. Льготы вступают в силу, если участник Олимпиады наберёт на ЕГЭ по географии 65 и более баллов.

Всем учителям географии, наставникам олимпийцев, нашедшим время и возможность присутствовать на очном этапе Олимпиады в качестве сопровождающих, были вручены сертификаты о подготовке участников Олимпиады и подарены мультимедийные диски с методическими материалами X Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География». Педагоги, принимавшие участие в работе методического семинара «Современные возможности космического мониторинга и картографических веб сервисов в курсе школьной географии» на региональной площадке ПГНИУ (г. Пермь), получили сертификаты о повышении квалификации. На всех региональных площадках педагогам, подготовившим победителей и призёров Олимпиады, были вручены благодарности.

Переходящий кубок за подготовку лучшего участника Олимпиады на региональной площадке в ПГНИУ - Василенко Андрея - был присуждён учителю географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Соликамска Пермского края Кривовой Наталье Владимировне.

Более подробные сведения о X Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» можно получить из итоговой таблицы и фотоотчёта: ПГНИУ (г. Пермь).

После награждения победителей и призёров, а также их наставников, вручения сертификатов всем участникам очного этапа Олимпиады и учителям географии, подготовившим своих воспитанников к данному мероприятию, X Многопредметная олимпиада «Юные таланты» по предмету «География» закрылась гимном географов «Глобус» в исполнении всех присутствующих.

Оргкомитет выражает благодарность членам Жюри и апелляционной комиссии, работавшим на всех региональных площадках, директору Центра космического мониторинга ПГНИУ доктору географических наук, профессору С.В. Пьянкову и методическому объединению учителей географии г. Перми за спонсорскую помощь в проведении Олимпиады, а также студентам и магистрантам географических факультетов ПГНИУ, КубГУ, ТГУ, ТюмГУ, ЮУрГГПУ и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского  за помощь в организации и проведении Олимпиады.

На все региональные площадки выезжали сотрудники географического факультета ПГНИУ: г. Ярославль – Николаев Роман Сергеевич, кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономической географии; г. Краснодар – Осоргин Константин Сергеевич, магистр географии, аспирант, инженер кафедры социально-экономической географии; г. Челябинск – Нагорнюк Олег Игоревич, магистрант кафедры социально-экономической географии; г. Тюмень – Колесникова Ольга Александровна, инженер кафедры туризма; г. Томск – Гарбузенко Екатерина Дмитриевна, магистрант кафедры социально-экономической географии, инженер деканата географического факультета ПГНИУ.

К работе Оргкомитета на региональной площадке  ПГНИУ были привлечены студенты географического факультета:  Батракова Мария (II курс); Горьков Ярослав (II курс); Женихова Елена (II курс); Калинина Юлия (II курс); Козулина Анна (II курс); Рудакова Ирина (II курс); Фокеев Павел (II курс); Шестакова Анастасия (II курс); Тимохова Ксения (III курс); Буткова Анна (IV курс); Гальцева Александра (IV курс); Коновалова Марина (IV курс); Эрман Алина (IV курс); Букин Егор (магистрант 1-го года обучения ВШЭ); Кривкин Александр (магистрант 1-го года обучения); Настрога Александр (магистрант 1-го года обучения); Панькова Ольга (магистрант 1-го года обучения); Плотников Кирилл (магистрант 1-го года обучения); Климова Анастасия (магистрант 2-го года обучения); Кульдюров Дмитрий (магистрант 2-го года обучения); Любимова Юлия (магистрант 2-го года обучения).

Оргкомитет X Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География» поздравляет победителей и призёров, а также их учителей.

Желаем всем участникам Олимпиады удачи, одиннадцатиклассникам – хорошо сдать ЕГЭ, набрать достойные баллы и поступить в ВУЗ, о котором мечтали. Надеемся, что у участников Олимпиады, их педагогов и родителей остались приятные впечатления от данного мероприятия и о городах, в которых они побывали.

До встречи в новом учебном году!

Оргкомитет X Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География»

Назад